Сервис автоследования Comon занимает монопольное положение на рынке ритейл ДУ на MOEX.
С одной стороны для сообщества это хорошо, так как именно здесь достигается максимальная концентрация, как авторов с идеями, так и подписчиков со средствами. С другой стороны управляющие сервисом явно давно стали ленивыми котами и зарабатывают деньги максимально скучно и по стариковски, «без огонька», за что периодически отхватывают порцию хейта, как здесь: https://smart-lab.ru/blog/791651.php. И, кстати, с тех пор мало что изменилось:
Рис.1 (стартовая страница сервиса веб сайта сервиса автоследования Comon. Я бы в такое не вложил ни копейки, а вы?)
Последним поводом для хейта стало удаление ВСЕХ архивных стратегий из доступной для любого подписчика информации: https://smart-lab.ru/blog/990886.php. В качестве контрмеры при помощи алго-коллеги, пожелавшего остаться неизвестным, спарсили информацию по всем стратегиям автоследования. Сотрудники сервиса пообещали восстановить полный доступ к архивам, объяснив их исчезновение техническими проблемами. Хорошо, посмотрим, если архивов все-таки не будет, придется предоставить общественности возможность смотреть их в виде файла ;)
Раз уж файл с данными по стратегиям был готов (спасибо коллеге) и так как я, с недавних пор, являюсь автором https://www.comon.ru/users/odd1out/ на сервисе, решил повертеть данные, посмотреть, а что там «под капотом». Итак, погнали!
Для начала немного скучных цифр:
Рис.2 Количество стратегий по категориям
Всего стратегий на сервисе 23 648, но активных из них всего 1 643. В дальнейшем тексте анализируются только стратегии, попадающие в категорию «Активные».
Далее, для сравнения, группа «Активных» будет разбита на две части. Те, у которых есть хотя бы один подписчик (516 штук) и те, у которых подписчиков нет.
Судя по данным сервис стартовал с января 2010, однако данные по стратегиям доступны с 2005-го года. Как такое возможно?
Рис.3 Стратегии по дате создания. Видно, что с 18-го года интерес авторов к сервису неуклонно снижается.
Среди алго есть мнение, что на начальном этапе в сервис заливали историю из тестов. Думаю, что на самом деле, в сервис при создании стратегии, заливали историю со счета в Финаме, на котором открывалась эта стратегия. Сейчас, по правилам, история начинается только с момента формирования стратегии, однако и сейчас в данных есть аномалии, связанные с несовпадением даты формирования стратегии и даты начала данных по ней. Обычно это касается стратегий Finam InvestLAB (хе-хе), но бывают и другие исключения.
Рис. 4 Самая старая из активных стратегий. Среднегодовая доходность 31%, неплохо, если не учитывать MDD 75%
Интересно посмотреть на распределение среднегодовой доходности по стратегиям. Здесь и далее на графиках: синим цветом – стратегии с подписчиками, рыжим цветом– стратегии без подписчиков, зеленым общие.
Рис. 5 Распределение стратегий по количеству от доходности. Правостороннее смещение и мода в положительной области у стратегий с подписчиками и в отрицательной области стратегий без подписчиков.
Средняя среднегодовая доходность (масло масляное) стратегий 4.8%, при этом у стратегий с подписчиками 27.1%, без подписчиков -5.50%.
Важная ремарка, здесь и далее я удалил данные по стратегии, дававшие существенные искажения на результаты. Среднегодовая доходность 13 431% и общая доходность 76 567% впечатляют!
Рис.6 Стратегия, данные по которой удалены из аналитики. Как такое может быть не знаю, вопросы к управляющим Comon ;)
А что с просадками по стратегиям?
Рис.7 Распределение стратегий по максимальной просадке. У стратегий с подписчиками средний MDD -36.2%, без подписчиков -40.9%
Графики похожи на значениях MDD от -20% до -70% и различаются на экстремальных. Стратегии без подписчиков либо молодые и с маленькими просадками, либо старые и с большими, как на рис.4?
ОК, давайте глянем, а что с временем жизни стратегий по категориям
Рис.8 Распределение стратегий по возрасту
Среднее время жизни стратегии на сервисе 3.02 года, при этом у стратегии с подписчиками 3.75, без подписчиков 2.69
Интересно, а есть ли зависимость среднегодовой доходности от возраста стратегии. Теоретически она должна быть.
Рис. 9 Среднегодовая доходность от времени жизни стратегии
Абсолютно контринтуитивный слайд для меня, причем именно в варианте для всех стратегий (зеленый). Если судить по этому слайду, то хорошую доходность в среднем показывают или старые (более 7 лет), что очевидно, или самые свежие, то есть младше 2 лет.
Здесь читателей не должна смущать нулевая доходность стратегий до 1 года, так как во-первых на сервисе доходность не пересчитывается, а накапливается в годовую, то есть если стратегия 3 месяцев от роду сделала 10%, она получит значение 10% годовых, а не 40%, как привыкли аппроксимировать мамкины трейдеры, во-вторых последние пол года в целом по рынку результаты околонулевые (об этом будет ниже), а в третьих следующий рисунок:
Рис.9 Среднегодовая доходность от времени жизни стратегии
Еще более замысловато эта аналитика выглядит в разрезе подписчиков. Здесь видна и доходность стратегий с подписчиками на 1-ом году и нет того самого провала после второго года. А может быть дело в кризисе 22-го года, когда всех слабых смыло и они, даже если выжили и не попали в архив, утеряли всех подписчиков?
Здесь должна быть гифка, не знаю как вставить: https://www.yapfiles.ru/files/544917/file.gif
Ну нет, подписчики народ странный, они сидят в таких стратегиях, что диву даешься, например здесь:
Рис.10 Что здесь делают 18 подпсчиков? Зарабатывают на ИИС из которого не выйти? Или уже нечем выходить? Непонятно.
Рис.11 и 12 Количество стратегий по годам от доходности все (рис.11) и только с подписчиками (рис.12)
Не очень получилась эта графика в Экселе, там почему-то нет возможности нормально строить изотермы или это я не умею? В общем идея была посмотреть распределение стратегий по доходности и возрасту. В целом видно, все тоже самое, что замечено на предыдущих рисунках. Молодые стратегии с подписчиками показывают более высокую доходность. Максимум, разумеется, находится в районе нуля.
Давайте теперь посмотрим на данные с точки зрения авторов стратегий.
Что же с пирогом, который делят авторы? Есть там за что бороться?
Всего на сервисе 22 347 подписчика, распределенных по 516 стратегиям. Работает ли здесь правило Парето?
ТОП-100 стратегий (от 40 подписчиков и выше) — 19 154 подписчика (85%) – правило работает :)
ТОП-10 стратегий (от 443 и выше) — 7 880 (больше 30%)
Рис.13 Распределение подписчиков по стратегиям
Теперь посмотрим аналогичную аналитику, но по авторам сервиса Comon. Всего на сервисе 241 автор в активных стратегиях с 22 347 подписчиками.
ТОП-10 13 276 подписчиков, из них Finam InvestLAB 15%. Налицо аномальное распределение. Понятно почему, отделам продаж Финам выгоднее продвигать свои стратегии, это очевидно.
Рис.14 Распределение подписчиков по авторам
Прикинем тоже самое по расчетной СЧА*
*настоящего СЧА у нас нет, это коммерческая информация сервиса, но есть минимальная сумма, определенная для стратегии для корректного автоследования и количество подписчиков. Их произведение и дает искомую расчетную СЧА.
Всего СЧА 5 119 993 100 рублей
ТОП-10 стратегий= 1 752 770 000 =35%
ТОП-100= 4 430 000 000= 86%
ТОП-10 авторов= 3 264 000 000 = 63%, расходимся :)
Рис.15 Распределение СЧА по авторам стратегий
А вот и ответ на рисунок вначале статьи. Почему же все меньше становится новых стратегий? Потому что сервису новые авторы не нужны, у ТОП-10 доминирующее положение, а всех дальше ТОП-100 можно смело отправить на завод.
Но не будем о грустном, давайте возвращаться к данным.
Рис. 16 Распределение СЧА (синий) и подписчиков по возрасту стратегий.
А вот и подтверждение слайда с распределением доходностей по возрасту стратегий со стороны СЧА. Деньги распределены именно так, как надо, то есть в соответствии с максимумом средней доходности. В основном в старых стратегиях и в стратегиях второго года. В количестве подписчиков также максимум на молодых, понятно, там выше доходности и, наверняка, меньше суммы минимального входа.
Рис. 17 Распределение СЧА по доходности и возрасту стратегии. Основные деньги в области доходности 30% и возрасту в 4 года, также много денег в более молодых и более доходных стратегиях.
Рис.18 Распределение подписчиков по доходности и возрасту стратегии. Подписчики явно ищут погорячее :)
Вывод из этого рисунка для новых авторов напрашивается простой: если хотите подписчиков и денег (СЧА) и вы новый автор, надо показывать доходность существенно выше, а минимальную сумму для подключения ставить меньше.
У стратегий есть еще один признак, по которому интересно было бы посмотреть аналитику, это так называемый профиль риска. Почитать подробно про методику оценки можно здесь: https://docs.comon.ru/trader-information/risk-profile-estimation-strategy/
Этот профиль рассчитывается только для стратегий с подписчиками, да и то, судя по моим стратегиям, не очень часто и не всегда корректно, поэтому к результатам стоит относится немного скептически.
Рис.19 Распределение стратегий по профилю риска
Видно, что больше всего агрессивных стратегий, и понятно почему, для того, чтобы получить подписчиков и СЧА нужно быть или более доходным или более старым, более старым быть не получается, поэтому всем новичкам приходится быть более доходным, а значит более агрессивным.
Рис. 20 Распределение СЧА (синий) и подписчиков (рыжий) по профилю риска. Ожидаемо все хотят вкладывать в консервативные стратегии.
И это интуитивно правильно. Более того, это правильно и с точки зрения данных. Оказывается средняя доходность агрессивных стратегий ниже, а риск выше. Вот это супер интересная картинка, такую надо показывать каждому инвестору перед тем, как он нажмет кнопку «Инвестировать».
Рис. 21 Распределение средней среднегодовой доходности (синий) и MDD (рыжий)
А вот еще интересная картинка.
Умеренные и агрессивные на короткой дистанции показывают результаты лучше, чем на длинной.
То есть в агрессивные стратегии надо заходить не на долго. Это как раз к аналитике про молодые стратегии с высокой доходностью. Когда выходить бы еще понять, точно надо выходить из таких в моменты кризиса, но как его точно определить?
Рис.22 Распределение по профилям риска среднегодовой доходности (синий) доходности за последние 365 дней (рыжий) и последние 180 дней (серый)
Последние пол года явно не задались у всех стратегий, профиль риска особой роли не играет.
В целом тенденция не очень хорошая, так как среднегодовая доходность 27% по всем стратегиям с подписчиками это не так уж и много, с учетом того, что это доходность авторов, то есть от нее надо отнять проскальзывание, комиссию сервиса, налоги и останется ли после этого премия к депозиту уровня 16-18%, как дают сейчас в банках — большой вопрос. А в последние пол-года даже этого вопроса, как видно из данных, уже нет.
С учетом того, что новые авторы и стратегии сервису в общем-то не нужны, а продажи осуществляют другие подразделения Финама, понятно, почему работает сервис «без огонька».
Выводы для авторов были в теле статьи, перечитайте, если сразу не заметили. Выводы для подписчиков еще проще, чем для авторов: подписывайтесь на мои стратегии https://www.comon.ru/users/odd1out/ и будет вам счастье!
Рис.22 Стратегия Моментум на основе публикации на смартлабе: smart-lab.ru/blog/887282.php
Что бы вы еще хотели узнать, но стеснялись спросить о сервисе автоследования Comon?
ты в питоне делал, там больше возможностей для визуализации, как мне кажется.
обычный Эксель, но визуализация у них получается плохая, в том же МТ5 3D-профили оптимизации и выглядят намного читабельней и крутить их можно по всем осям, чтобы было удобнее смотреть.
про ексель не знал, тееперь буду там визуализировать
АлгоКвант-Моментум www.comon.ru/strategies/114283/ — красивое, хоть просадка -17.38%, но профит 145%. вери гут
Да, в екселе со сложной графикой плохо. А в стратегии пришлось вначале быть излишне агрессивным, иначе не выбраться наверх рейтинга.
В моём ексель 2010 не работает, а менять версию ради 1го графика я почему-то не готов. То есть я пытался установить какие-то надстройки на свой ексель, но нет, ни фига.
да, давно надо.
www.comon.ru/user/ik-forum/strategy/detail/?id=8528
но не видна через профиль автора стратегии или через поиск самого комона.
все верно, это скрытая стратегия, ее видно только по прямой ссылке.
предложения со стороны автора или подписчика?
p.S.
Я ещё не начал там ничего, просто пока изучал условия и механику, немного охренел.
лимтками торговать сложнее даже не на порядок, тем более на множестве счетов подписчиков.
Мы с коллегами внимательно изучили информацию, некоторые моменты действительно интересные и могут позволить найти точки роста сервиса. Дополнительно отметим:
1) Возможность распарсить все стратегии через АПИ говорит о том, что Comon не скрывает информацию и даже предоставляет ее в удобном виде.
2) Про архивные стратегии: Да, было. Данный момент исправили, можно проверить тут: https://www.comon.ru/users/investlab/
3) Про СЧА посчитанное по минимальным суммам = введение в заблуждение читателей, т.к. расчеты основаны на предположениях, а не на реальных данных.
по п.3 я так и написал в тексте статьи. цитирую:
Прикинем тоже самое по расчетной СЧА*
*настоящего СЧА у нас нет, это коммерческая информация сервиса, но есть минимальная сумма, определенная для стратегии для корректного автоследования и количество подписчиков. Их произведение и дает искомую расчетную СЧА.