
Видно, что к концу 2022 года газовый экспорт составлял почти половину бизнеса Газпрома. Европейский рынок почему-то многие любят называть премиальным, а ведь премиальным он в своём штатном состоянии не был. Премию (по отношению к рынку Европы) за газ до середины 2021 года давал рынок Азии. Европейский газовый рынок начал становиться премиальным только с наступлением энергетического кризиса в Европе, во второй половине 2021 года — этот кризис стал следствием проводимой Европейским Союзом примерно с 2009 года энергетической политики.
Сейчас половина экспортного газового бизнеса Газпрома уполовинилась. По итогам 2023 года ожидаю, что доля выручки от экспорта газа составит ~21%. Очевидно, что наличие существенной доли выручки от других видов деятельности — это позитив, показывающий в выгодном свете менеджмент Газпрома. Их неудача в том, что сделали ставку на доминирование материализма в Европе, а оказалось, что там у власти поколение идеалистов. Наверное, это можно было предусмотреть, возможно даже предусматривали (заработал же МГП «Сила Сибири»), но то ли поздно спохватились, толи клиенты на другом конце шара к нужному году ещё не дозрели, получилось как получилось.
Посмотрим, какие есть возможности и перспективы восстановления экспорта газа.

Итак, проведём ревизию с востока на запад.
Направление «Восток»

Направление «Юг»

На текущий момент на этом направлении нужно отметить следующее: есть профицитный по газу Туркменистан, из него идёт МГП (условно называю его «Средняя Азия-Китай») до Китая транзитом через Узбекистан и Казахстан (у Туркменистана с Китаем отсутствует общая граница, да и гор там много, что затрудняет новое строительство) мощностью 55 млрд.м3/год, из этого объёма по 10 млрд.м3/год должны поставлять Узбекистан и Казахстан, а Туркменистан (соответственно) 35 млрд.м3/год — это зафиксировано в соглашении Китая с этими странами. Насколько понимаю, Китай пытался таким образом диверсифицироваться, на момент строительства МГП «Средняя Азия-Китай» и Узбекистан, и Казахстан обещали быть профицитными по газу, но фактически они это обязательство не выдерживают, уже несколько лет недопоставка каждой из этих стран составляет 5-6 млрд.м3/год и (похоже) дефицит у них будет только нарастать: в Узбекистан динамично растёт население, растёт промышленность, растёт потребление, в Казахстане не так динамично, но тоже всё растёт, но самое главное, месторождения у обоих истощаются и добыча падает. По прогнозам они не только не смогут поставлять из своей добычи по обязательствам в Китай, но и начнут импортировать (правда, когда это будет — не понятно).
Направление «Запад»

В итоге, на направлении «Запад» из дальнейших рассмотрений исключаю 100,4 млрд.м3/год (ГТС Украины, МГП «Ямал-Европа», половина МГП «Северный поток 2»).
Факт объёмов и доходности экспорта газа

Обратите внимание, что на отмеченные красным проблемные маршруты приходится всего лишь 21% в общей выручке, так выглядит диверсификация. Сейчас (декабрь 2023 года) в инвестиционном информационном поле много критики менеджмента Газпрома. Среди прочего в вину вменяется отсутствие диверсификации экспортных маршрутов для газа. Суть критики в этой части сводится к тому, что слишком много вложено в европейские маршруты (отдельно выделяют ненужность строительства Северного Потока-2 и Турецкого потока), слишком мало вложено в восточные маршруты и почти ничего не вложено в СПГ-мощности. Предлагаю провести такой мысленный эксперимент:
Какое решение Вы бы приняли, коллективный товарищ Миллер?
Прогноз объёмов и доходности экспорта газа
Для оценки прогнозных значений объёмов экспорта газа руководствуюсь обзором доступных рынков (учитывая тайминг ввода в эксплуатацию соответствующих МГП).
В качестве среднегодового курса доллара к рублю, принимаю среднегодовое значение 81,91 рублей за один доллар на протяжении до 2030 года включительно.
В силу того, что на рассмотренных выше и доступных в ближайшей перспективе рынках основная доля газа продаётся по контрактам с нефтяной привязкой, то доходность каждого 1 млрд м3 на экспорт буду оценивать по формуле Среднегодовая цена Brent*5,5*0,46 (где 5,5 — коэффициент пересчёта «энерготворности» 1 млрд м3 газа в 1 баррель Brent, а 0,46 — поправочный коэффициент, учитывающий НДПИ, акцизы, таможенные пошлины + консервативную поправку).
Ценообразование Газпрома с нефтяной привязкой в большей части контрактов происходит следующим образом: цена изменяется каждый квартал в соответствии со средней ценой корзины нефтепродуктов в предшествующие три квартала. Приведённые выше коэффициенты 5,5 и 0,46 подобраны с учётом этого нюанса при использовании среднегодовой цены Brent в году, предшествующем рассматриваемому. Сделано это для упрощения модели. Таким образом, для прогноза по 2024 году беру среднюю ценю Brent за три квартала 2023 и это не прогноз, а факт. Все остальные прогнозные значения (с 2025 по 2030 годы) принимаю равными этому фактическому — делаю так потому, что цену нефти (как и цену доллара) не спрогнозировать, но можно рассчитывать на то, что снижение цены нефти приведёт к росту цены доллара (и наоборот), в результате чего они друг друга скомпенсирую (с точки зрения доходности каждого 1 млрд м3 газа).
Принимая во внимание всё вышеперечисленное, по физическим объёмам экспорта газа и по доходности этих объёмов, картина получается следующая:

Прогноз выручки компании
Прогнозные значения для всех видов бизнеса за исключением газового экспорта в 2023 и 2024 года получаю линейной регрессией исторических данных. Для 2025 года и далее беру прогнозные значения линейной регрессии для 2024 года (фиксирую их). Выручку от газового экспорта вычисляю на основе данных из предыдущего раздела (просто перемножаю объём на доходность каждого экспортного 1 млрд м3). Получилась следующая картина:

Прогноз дивидендов и стоимости компании
Для расчёта доходности инвестиций, взял текущую цену в 166 рублей за 1 акцию Газпрома. Параметр R (ставка стоимости денег, не путать с ключевой ставкой или с RUONIA) — это значение инфляции в заданному году, увеличенное на 4 процента (подробнее в лекциях Арсагеры). Расчётная цена акции вычислена так же по методике, предложенной Василием Соловьёвым из компании Арсагера в его публичных лекциях.

Для оценки того, насколько эта модель является консервативной или амбициозной, предлагаю посмотреть на расчётную цену акции по данной модели в период до 2014 года (в период, когда мы ещё активно не отстаивали свои национальные интересы) и сравнить это значение с тем, что было в реальности:

Всё изложенное выше может оказаться ошибкой по следующим причинам:
Спасибо, что дочитали, желаю только удачных ставок!
