О влиянии облигационных выпусков на бизнес эмитента, основных финансовых результатах и текущей работе рассказал Артем Гурштейн, собственник и генеральный директор ООО «Ультра».
ООО «Ультра» входит в группу компаний «Ультра», в которой является ключевым юридическим лицом и основным агентом по сбыту продукции. Товары изготавливаются на двух производственных площадках (входят в ГК): «Белорецкий завод сеток и настилов» и «Магнитогорский завод прецизионных сеток». Совокупная производительность — 9 млн единиц готовой продукции в год при загруженности мощностей на 60%.
Группа компаний является одним из крупнейших производителей сеток под брендом Streck и металлических стеллажей Everest. В товарную матрицу входят также системы хранения для дома и офиса, канцелярские товары и сложный инвентарь для пчеловодства. С недавнего времени «Ультра» развивает и пищевое направление — производство меда, осуществляемое в «Башкирском Мёдоперерабатывающем комбинате».
Реализацию ассортимента группа компаний осуществляет с помощью ряда каналов. B2B — в основном строительные компании, DIY-сети — розничные строительные магазины. B2C — работа с физическими лицами через два собственных розничных магазина в Белорецке и Магнитогорске. B2G — тендеры и участие в процедурах государственной закупки. По итогам 9 месяцев 2023 года клиентский портфель, если говорить именно о юридических лицах, составил 249 покупателей.
— Как вы использовали финансирование, привлеченное с помощью облигаций? Помогли ли инвестиции развиться компании?
Средства дебютного облигационного выпуска, размещенного в 2019 году, мы направили на вывод на рынок новой продукции и увеличение сбыта в рамках ассортимента. Тогда нам удалось запустить производство и продажи универсальных модульных стеллажей под новым брендом Everest Beamy, а также увеличить оборот других ассортиментных позиций.
Что касается второго займа, размещенного в мае 2023 года: на сегодня нами освоено 238 млн руб. из 250 привлеченных. Средства мы привлекали для развития новых направлений бизнеса, которые позволят диверсифицировать товарную матрицу, клиентский портфель и источники дохода, как следствие. Это и запуск производства медной сетки, применяемой в авиаотрасли, и расширение ассортимента товаров категории для «дома и интерьера». Инвестиции были направлены на приобретение с использованием собственных средств оборудования и его оснастку, закуп комплектующих и сырья.
— Когда стоит ожидать эффект от второго облигационного займа, в какой отчетности мы его увидим?
Эффект станет ощутимым в 4 квартале — в ноябре, в декабре. То есть годовая отчетность за 2023 г. покажет первые результаты работы. Начиная с 2024 г., будет заметна уже более интенсивная динамика. Отмечу, что в целом по итогам 2023 г. мы ожидаем увидеть рост объемов производства и продаж в размере от 10% до 25% к АППГ.
Эффект не проявил себя ранее, в связи с тем, что средства мы использовали для развития новых направлений. А это длительный процесс, состоящий из таких этапов, как закуп оборудование, ожидание его поставки, настройка и оснастка техники, изготовление и тестирование первых образцов и продвижение новых позиций — вывод их на рынок.
На сегодня мы получили и установили оборудование для изготовления медной сетки для авиаотрасли. Напомню, что нами был выигран тендер на 24 млн руб. в рамках данного направления, его мы планируем исполнить до конца года.
Сейчас мы прорабатываем вопросы поставки сырья для данной позиции. Нам необходимы медные листы со специфическими, нестандартными параметрами ширины. У нас есть два варианта решения данной задачи. Либо нам удастся договориться с постоянным партнером — отечественной компанией. Однако здесь есть момент того, что поставщику придется перестроить оборудование на изготовление необходимого нам и, откровенно говоря, небольшого в масштабах его работы объема. В связи с этим мы рассматриваем и запасной вариант, а именно работу с производителем из Китая — ожидаем поступление образца меди от него.
Касаемо направления товаров «для дома и интерьера», здесь мы тоже не стоим на месте. Мы заводим на маркетплейсы ряд позиций: эрго-стеллаж, обувницу, гардеробные системы хранения. Также хотим попробовать такой канал продвижения, как «магазин на диване». Ранее у меня было ощущение, что это несколько устаревший формат, однако целевой аудитории подобных передач — домохозяйкам — наши товары для дома будут интересны. Также по поставкам данных позиций идут переговоры с торговыми сетями.
Другую новинку — эко-стеллаж, который будет выдерживать от 175 до 350 кг на полку, готовим к выпуску. Нам потребуется около месяца для вывода товара на рынок с учетом получения необходимой сертификации.
— Продолжая тему финансовых результатов, в 1 полугодии 2023 года и по итогам 9 мес. 2023 года выручка ООО «Ультра» ниже, чем в аналогичные периоды прошлого года. Расскажите о причинах динамики?
Ранее ООО «Ультра» закупало сырье, которое в дальнейшем продавало ЗАО «БЗСН» и ООО «МЗПС». У компании формировался поток внутренней выручки, который в текущем году был исключен — теперь заводы самостоятельно приобретают необходимое им сырье. При этом, внешняя выручка, которую эмитент получает от продажи продукции конечным потребителям растет (+9,2% по итогам 9 мес. 2023 г. к АППГ).
Данная мера была предпринята по ряду причин. Это и нормализация бизнес-процессов, также с ООО «Ультра» были сняты риски по сбою поставок металла. В будущем планируем нарастить финансовые результаты эмитента с помощью диверсификации ассортимента, введения новых производственных направлений.
— В завершении темы финансовых результатов ООО «Ультра» вернемся к отчетности компании за 2022 год, а именно к отчету о движении денежных средств. В разделе денежных потоков от финансовых операций есть строка — прочие платежи объемом 1,2 млрд руб. Расскажите, что её формирует.
В прочих платежах отражаются обороты по факторингу. Данные расходы соотносятся с прочими поступлениями в финансовом потоке.
ООО «Ультра» использует факторинг от ПАО «Сбербанк» при работе с многими крупными контрагентами, в частности с «Леруа Мерлен». Торговые сети запрашивают длинные отсрочки сроком до 90 дней, это нормальная и распространенная практика. Когда ООО «Ультра» осуществляет отгрузку, формируется дебиторская задолженность. Как раз её и финансирует ПАО «Сбербанк» посредствам факторинга. Возвращается финансируемая сумма после получения оплаты от клиента. Эти операции и формируют прочие платежи и прочие поступления в финансовом потоке.
— Расскажите, есть ли у вашего бизнеса сезонная специфика? Если да, то как вы нивелируете её влияние?
Специфика, безусловно, есть. Зимой идет на спад строительный сезон, соответственно мы наблюдаем снижение спроса со стороны застройщиков.
Однако в этом году у нас расширилось количество круглогодичных товаров. Это и категория «для дома и интерьера», и мед — здесь работа по наращиванию объемов продаж еще предстоит. Также с учетом того, что строительные работы хоть и замедляются, но не останавливаются, мы развиваем направление производства всесезонных сеток. Сегодня мы делаем акцент на диверсификации товарной матрицы и повышении устойчивости.
Дополнительно на нивелирование ситуации повлияет введение новых каналов продаж, например, маркетплейсов. Увеличиваем свою активность и в вопросе участия в тендерных закупках. Так, до конца года поставим сетку и изделия из неё на сумму порядка 90 млн руб. крупной нефтеперерабатывающей компании. Партнер будет использовать продукцию для очистки нефти.
С учетом проделанной работы, рассчитываем на то, что в 4 квартале 2023 года (период наибольшего снижения спроса) мы сохраним объемы продаж и дохода. Также для наращивания финансовых результатов и нивелирования влияния внешнеэкономических факторов мы проверили переговоры с ретейлерами и повысили отпускные цены на продукцию на 10%.
— Ранее сообщалось,что вы планируете размещение третьего облигационного выпуска. Расскажите о целях его привлечения? Когда ориентировочно состоится размещение?
Размещение мы планируем провести во второй половине ноября 2023 года. А предварительный сбор уведомлений на участие в первичном размещении при помощи системы Boomerang продлится с 12:00 15 ноября по 12:00 16 ноября по московскому времени.
Привлечённые инвестиции направим на полную оплату оборудования, которое сегодня авансировано на 70%. Изначально мы планировали реализовать данную задачу без привлечения дополнительного выпуска, однако падение рубля и рост доллара сыграли свою роль. Оставшаяся часть займа пойдет на пополнение оборотных средств для запуска дополнительного производства.