В среду компания Ozon отчиталась о финансовых результатах за 2 кв. 2023 г. Рост GMV ускорился до 118% г/г (для сравнения: прирост в предыдущем квартале составил 71% г/г). При этом EBITDA была существенно ниже ожиданий — 62 млн руб. против 8 млрд руб. в предыдущем квартале. По причине более слабых результатов на уровне прибыли, чем ожидалось, расписки Ozon корректировались на 3%. Подробнее о том, почему у компании такие показатели и как мы смотрим на перспективы Ozon, читайте в статье.
Давление на рентабельность связано с инвестициями в целях захвата доли рынка.
1. GMV (оборот от продаж) вырос на 118% г/г, до 372,6 млрд руб., что было выше наших ожиданий. Компании удалось ускорить темпы роста GMV (прирост в предыдущем квартале составил 71% г/г).
Ozon повысил прогнозы по темпам роста GMV в 2023 г. с 70% до 80-90%. В настоящий момент компания ставит в приоритет захват доли рынка.
Она отмечает, что рост GMV был в 2,2 раза быстрее рынка. Соответственно, рост рынка во 2 кв. составил 54% г/г. Ранее прогноз по росту рынка e-commerce на 2023 г. был 34% г/г, но, вероятно, по итогам года прирост будет выше (Ozon, как один из ключевых игроков, сам драйвит рост рынка).
2. Валовая прибыль выросла на 13% г/г. Валовая рентабельность снизилась до 2,7% от GMV против 5,2% во 2 кв. 2022 г. Давление на рентабельность связано с инвестициями в ускорение GMV. Компания стала активнее захватывать долю рынка, в том числе благодаря различным ценовым стратегиям.
3. Расходы на логистику продолжили снижаться в % от GMV. Компания перестала отдельно раскрывать данную статью расходов (теперь валовая прибыль раскрывается вычетом расходов на логистику), при этом Ozon показывает прочую себестоимость, куда входят расходы на логистику, инкассацию и издержки финансового сегмента, и это суммарное значение в процентах от GMV снизилось по сравнению со значением расходов на логистику в % от выручки в предыдущие кварталы.
4. EBITDA оказалась под давлением из-за инвестиций в целях захвата доли рынка. Она составила всего 62 млн руб., что было существенно ниже значения предыдущего квартала на уровне 8 млрд руб. и наших ожиданий на уровне 7 млрд руб. В целом, по итогам года компания планирует выйти на положительное значение EBITDA.
В долгосрочной перспективе мы сохраняем позитивный взгляд на компанию.
Наш долгосрочный позитивный взгляд на Ozon остается в силе. В настоящий момент есть давление на рентабельность, но фокус на увеличении доли рынка — стратегически важный момент для долгосрочных перспектив компании. Даже если давление на валовую рентабельность (из-за различных ценовых стратегий) будет сохраняться, то на уровне EBITDA это компенсируется более высоким GMV, чем мы ожидали ранее, на длительном отрезке времени.
Мы видим, что многие инвесторы на эфирах и мероприятиях с компанией задают вопрос о том, когда будут дивиденды, и негативно реагируют на информацию о том, что на обозримом горизонте компания не собирается их платить. Это то же самое, как спрашивать о дивидендах у Яндекса. Ozon — одна из немногих компаний роста на российском рынке, и инвесторам важно смотреть на то, как у нее получается масштабировать бизнес (на рост GMV и EBITDA в 2024-25 гг.), чтобы в будущем стать крупнейшим игроком со стабильной экономикой и возможностью платить хорошие дивиденды.
Светлана Дубровина, Senior Analyst