Стоимость компании Tesla за месяц обвалилась на $565 млрд — империя Илона Маска дала трещину
Tesla переживает трудности на ключевом китайском рынке. В декабре 2022 компания продала в КНР 56 тыс машин, что на 21% меньше, чем в декабре 2021. Это серьезная проблема, так как именно на Поднебесную приходилось 40% всех продаж электромобильного гиганта. Активный маркетинг и прошлые заслуги не гарантируют удержание лидирующих позиций на рынке. Местные производители активно конкурируют с Tesla, сокращают ее долю: для сравнения, китайский BYD в декабре увеличил продажи в 2 раза к аналогичному периоду прошлого года.
Характерно, что из-за наличия реальных конкурентов Tesla не может спекулировать на ценах. В Поднебесной стоимость машин компании значительно ниже, чем в США. В Китае можно купить Tesla Model Y на 43% дешевле, чем в Штатах, Tesla Model 3 также стоит меньше на 30%. Компания Илона Маска долгое время пользовалась монопольным статусом, а значит ощутимо завышала цены на машины, получая дополнительную выручку.
Все это крайне болезненно бьет по инвесторам, которые поверили Маску. На пике в ноябре 2021 капитализация Tesla оценивалась в колоссальные $1,205 трлн. Политические амбиции Илона и повышение ставки ФРС, сделавшее кредиты дороже, довели капитализацию компании до $955 млрд в начале декабря 2022. Именно слабые данные из Китая стали спусковым крючком финансового коллапса. К январю капитализация Tesla обвалилась до $390 млрд, то есть акционеры за 30 дней лишились $565 млрд активов.