Продолжу анализ отечественных компаний.
Критерии для анализа взяты из литературы про Баффета, рассмотренные здесь.
Критерии используем следующие:
Критерий 1 — Наличие байбэка у претендента за последние 6 лет (байбэк увеличивает долю в прибыли, что однозначно положительно).
Критерий 2 — Рентабельность капитала за последние 6 лет — чем выше, тем лучше управляется компания.
Критерий 3 — Наличие и последовательный рост прибыли на акцию за последние 6 лет (говорит о наличии конкурентного преимущества у компании).
Вес каждого критерия может быть присвоен в зависимости от важности критерия для проводящего анализ инвестора. Для простоты, примем, что все критерии имеют равнозначное значение, тогда победитель определится путем простого сложения всех баллов по всем критериям.
И постараемся определить лучшего из лучших.
Анализируемый срок — 6 лет с 2016 по 2021 год включительно.
Отрасль для определения круга претендентов — черная металлургия.
Претенденты:
1)Северсталь;
2)ММК;
3)НЛМК.
Критерий 1 — Наличие байбэка у претендента за последние 6 лет.
Количество баллов присваивается по 1,67 за каждый год байбэка. Таким образом, максимальный балл — 10, минимальный балл — минус 10. При этом если количество акций увеличивается, то отнимается 1,67 балл за каждый год «антибайбэка». Получим следующую картину по претендентам:
1)Северсталь — минус 5 баллов – 1 год байбек и 4 года антибайбэк;
2)ММК — минус 1,67 баллов - байбэк отсутствовал, 1 год антибайбэк;
3) НЛМК — 0 баллов – количество акций без изменений.
Итог по критерию 1: претенденты не используют в полной мере такой инструмент повышения привлекательности своих акций как байбэк. При этом Северсталь имеет незначительный выкуп акций, но данный эффект нивелируется с запасом разводнением от конвертируемых облигаций.
Критерий 2 — Рентабельность капитала за последние 6 лет.
Количество баллов присваивается в следующем порядке: тот претендент, у которого максимальная средняя годовая рентабельность капитала за последние 6 лет получает 10 баллов. Остальные получают количество баллов, пропорционально относительно лидера по данному критерию.
Получим следующую картину по претендентам:
1) Северсталь — рентаб. = 63% — количество баллов = 10;
2) ММК — рентаб. = 25% — количество баллов = 3,97;
3) НЛМК - рентаб. = 33% — количество баллов = 5,24.
Итог по критерию 2: Северсталь в значительной степени опережает конкурентов, возможно вследствие высокой вертикальной интеграции компании и эффективному менеджменту.
Критерий 3 - Последовательный рост прибыли на акцию за последние 6 лет (чем выше, тем лучше управляется компания, имеет устойчивое конкурентное преимущество). Возьмем данные по прибыли на акцию за рассматриваемый период времени 6 лет с 16 по 21 год. На основе полученного ряда данных проведем аппроксимацию для построения линии тренда.
Полученные линии тренда роста прибыли по каждому претенденту показаны ниже:
1) Северсталь — прибыль есть каждый год, тренд устойчивый, но видно, что изменение прибыли имеет циклический характер.
2) ММК – прибыль есть каждый год, тренд устойчивый, но видно, что изменение прибыли имеет циклический характер.
3) НЛМК - прибыль есть каждый год, тренд устойчивый, но видно, что изменение прибыли имеет циклический характер.
1) По наличию прибыли — у всех претендентов все года прибыльные.
2) Рассчитаем угол наклона тренда для каждого претендента — он покажет скорость наращивания прибыли претендентом за данный период, то есть с какой скоростью увеличивается прибыль на акцию. Затем найдем отношение угла наклона к средней прибыли за последние 6 лет и выразим в процентах (далее — показатель Альфа). Данный показатель Альфа укажет с какой скоростью компания наращивает прибыль относительно средней прибыли за период. При этом максимальные 10 баллов получит претендент с максимальным значением показателя Альфа за последние 6 лет в процентах ( данная компания наращивает прибыли быстрее остальных). Остальные претенденты получают количество баллов, пропорционально относительно лидера по данному критерию.
Получим следующую картину по претендентам:
1) Северсталь - показатель Альфа = 15% - количество баллов = 4,84
2) ММК - показатель Альфа = 21% - количество баллов = 6,77
3) НЛМК - показатель Альфа = 31% - количество баллов = 10
Результат итоговый — сложим все присвоенные баллы по каждому критерию для каждого претендента:
Резюме.
На основе проведенного анализа список претендентов от наиболее привлекательного к менее привлекательному выглядит так:
1) НЛМК — значительное опережение конкурентов по совокупности баллов;
2) Северсталь — хуже лидера на 35%;
3) ММК – данный претендент находится на сопоставимом уровне с претендентом 2.
При рассмотрении претендентов характерной особенностью по генерации прибыли является их цикличность. На графике прибыли она имеет, если соединить все точки по размеру прибыли, вид синусоиды. Данное обстоятельство говорит, что перед нами типичные компании из циклической отрасли. Цветная металлургия, рассмотренная ранее не имела столь выраженную цикличность.
Главное правило при работе с циклическими компаниями –покупать лучших на дне цикла.
Так же значительным фактором, в текущих условиях, является рынок сбыта продукции. Например, у Северстали 52% выручки в РФ и 34% — Европа, а ММК в свою очередь 74% в РФ и только 7% Европа. Сможет ли Северсталь поставлять столько же в Европу, большой вопрос. А для ММК 7% переориентации не выглядит столь трудной задачей. В любом случае данный фактор и иные особенности перспектив работы компаний являются предметом анализа иного вида.
Не является инвестиционной рекомендацией)!
Ранее проведенный анализ компаний сектора цветной металлургии и нефтегазового сектора (с описанием подхода).
Спасибо за внимание.