Отрицание: Первый скачок цены Tesla в самом начале 2020 года, перед пандемией. Всем очевидно, что причина роста — пузырь и хайп. Этого не может быть, это очень скоро закончится!
Гнев: Весь 2020 год Tesla находится во взрывном росте цены. Компания впервые получает прибыль. У неё всё получается. Кажется, каждая новость (даже самая несущественная) приводит к росту ещё на 30%. Кэти Вуд покупает Tesla. Сплит акций 1 к 5 только добавляет жару. Выглядит так, будто цифры в отчётности подкручиваются, и скоро это должно закончиться.
Поиск компромисса: Tesla включают в индексы S&P500 и S&P100 в декабре 2020. Это прибыльная компания, и я должен либо покупать её акции в портфель, либо отказываться от своей стратегии сэмплирования индекса.
Отчаяние: Я начинаю покупать акции Tesla по $600 в марте 2021. Я сам не верю в это и делаю это вопреки своему желанию. Tesla впоследствии оценивается рынком уже в $1 трлн, и акции вырастают до $1100. Уже не так переживаю, т.к. получаю профит от этого безумия, чем бы оно ни было вызвано. Но всё ещё держу меньше необходимого количества.
Принятие: ?..
Компания произвела 305'000 автомобилей за три месяца с октября по декабрь и 930'000 автомобилей за весь 2021 год. Я не сомневаюсь, что в 2022 году мы услышим о новости о производстве более 1 млн автомобилей в год, ведь текущие мощности уже позволяют произвести 1,05 млн, и это ещё Gigafactory Berlin не запустили (там пуско-наладочные работы).
Это фото из Берлина. Первые новенькие Tesla немецкого производства готовы отправиться к покупателям уже в январе-феврале 2022.
За 2021 год выручка только от продажи автомобилей составила $47,2 млрд.
Не автопромом единым — помимо автомобилей Tesla продает зарядные станции, коннекторы для зарядки; обслуживает покупателей на собственных СТО, предоставляет услуги мобильной помощи на дорогах; производит и устанавливает устройства для хранения электроэнергии и солнечные панели на крыши калифорнийцев. Эти другие бизнесы в совокупности принесли ещё $6,5 млрд выручки.
Цитата из годового отчета:
2021 год был прорывным для Tesla. Больше не должно быть сомнений о жизнеспособности и прибыльности нашего бизнеса по производству электромобилей.
Почему так? Потому что Tesla демонстрирует поразительные для автопрома показатели прибыльности — маржинальность (EBITDA) составляет 21%. И это с учётом убыточных не-автомобильных направлений (солнечные крыши и хранилища энергии).
Циклопическая Gigafactory Shanghai. Пристройку какую-то делают.
Только недавно грамотные стоимостные инвесторы насмехались над незадачливыми ходлерами акций Tesla из-за того что те купили себе акции компании, которая окупает себя за 1500 лет, ахаха! P/E = 1500, как это возможно! Сегодня такие голоса ещё слышны, но их поубавилось — P/E = 140, и уже вроде бы не 1500 лет самоокупаемости, а в 10 раз меньше. Это без учета того, что прибыль будет ещё расти.
Gigafactory Texas
Почему она будет расти? Я вижу ряд причин:
Пока что нет информации, стоит ли ждать выпуска Tesla Semi в 2022 году. По Cybertruck также пропала информация о планируемой дате выпуска.
По традиции, добавлю небольшую ложку дёгтя. Я совсем немного расстроен тем, что моя доля размывается: Tesla по-прежнему выпускает новые акции, хоть и невысокими темпами. Так, за 2021 год количество акций в обращении увеличилось на 6,7%: с 951 млн штук до 1015 млн штук. Капитализацию компании прикидывать сейчас просто: смотрим на цену одной акции, и умножаем её на миллиард. Готово! Но мне как инвестору от того, что моя доля немного уменьшилась пока я спал, легче не становится. Ждем, надеемся, верим.
Возможно, вы ждали от меня каких-то прогнозов цены или рекомендаций (если вы старый подписчик — то конечно же вы не ждали). Но их не будет. Я не понимаю, как оценивать Tesla. У меня нет экстрасенсорных способностей, чтобы давать прогнозы. Я полагаю, что рынок оценивает её справедливо. Пожалуй, это похоже на стадию принятия.
Но сейчас даже я, оптимист, вижу риски.
1. Менеджмент признал что объем продаж в 22м году будет меньше из за chips shortage
2. Конкуренты доводят хорошие EV до ума. Тот же кибертрак уже скорее всего не рванет в продажах тк Ford выпускает lighning и спрос на него ажиотажный настолько что предзаказ уже закрыли. В других сегментах тоже хорошие конкуренты. Пока что есть хайп что «если EV то тесла», но переведет фокус в сторону качества «машины», а не «гаджета», то хайп сойдет.
3. Тесла вышла на хорошую прибыль. А инвесторы в акции роста покупают именно эти ожидания, по которым можно и выходить. Инвесторы в акции стоимости теслу могут и не оценить пока ещё