Год назад мы делали обзор Русагро. Сейчас мы анализируем Черкизово. Несмотря на то что обе компании связаны с аграрным сектором, у них есть много различий. Предлагаем сравнить их.
🐔 Черкизово:
У Черкизово экстремально низкое количество акций в свободном обращении — 2,5%. Недвано компания заявила, что не исключает возможность SPO в будущем. Хотя всего год назадбыло погашено около 6% акций, что ещё сильней сказалось на free-float.
Почти 60% бумаг сконцентрировано в руках сыновей основателя компании — Бабаева.
🐷Русагро:
Компания совсем недавно провела SPO без допэмиссии. В результате, free-float увеличился с 20,3% до 24,6%. Кроме того, в рамках публичного предложения свою долю снизил владелец компании — Мошкович.
А вот бывший генеральный директор (Басов) и брат губернатора Московской области (Воробьев) долю увеличили. Теперь они вдвоём контролируют 17,6% компании.
🐔 Черкизово:
Компания не сильно интересуется большим земельным банком. У компании нет самообеспеченности сырьем для корма. Банк составляет 300 тыс. га., причём обрабатывается только 2/3 из них.
🐷 Русагро:
У агрария около640 тыс. га. земельного банка, из которых обрабатывается 84%. Полтора месяца назад компания заявила, что хочет увеличить банк до 1 млн. га.
Корм производится из зерна, которое поставляется на комбикормовые заводы. Там уже создается сам корм. У 🐔Черкизово самообеспеченность кормом составляет 100%, а зерном — 43% (то есть компания производит меньше зерна, чем надо, и недостаток докупает).
У 🐷 Русагро также 100%-ая самообеспеченность кормом. А зерно на 50-60% свое, что лучше результата Черкизово. Кроме того, у Русагро отлично развит масложировой бизнес, что позволяет использовать шрот и другие побочные продукты в изготовлении корма. В целом, это упирается в специфику бизнеса (у Русагро больше свинины, а у Черкизово — курицы).
Чем сильней у компании развиты брендированные продукты, тем дороже она может продать свою продукцию.
🐔 Черкизово:
Доля брендированной продукциив продажах высокая. Например, на Петелинку, Куриное царство и Алтайского бройлера приходится 51% всех продаж компании в сегменте.
🐷 Русагро:
У компании слабей развит канал сбыта через розницу. Так, в сахарном сегменте непосредственно потребителям продаётся всего 22% продукции, в мясном — 25% (эти 25% дают 37% выручки сегмента).
Когда мы делали обзор Русагро, мы были в шоке от того,насколько грамотно устроена бизнес-модель компании. Почти каждому побочному продукту в том или ином сегменте компания старается найти применение (из свеклы делают сахар, из него дефекат, который идет на удобрения. Как удобрение используется навоз, ну и так далее).
Черкизово пока не может похвастаться такой бизнес-моделью. Существенным упущением является отсутствие масложировых мощностей (хотя они сейчас создаются). Кроме того, сельскохозяйственный сегмент является не самостоятельным, как у Русагро, а побочным, просто для производства кормов.
Далее прошлогодняя фотка из годового отчета. Она не совсем актуально, поскольку Русагро закрыла молочный сегмент.
думаю, уже по итогам весны с.полушария они подарят нам не меньше бумприбыли, чем всякие металлурги, газпромы и сберы