Добрый день, друзья!
Совсем недавно я обращался к Смарт-Лабовцам за помощью в толковании любопытного феномена, который нам демонстрирует Яндекс (Яндекс-доставка: экономическая загадка).
❓Напомню, что суть вопроса состояла в том, кто и с какой целью финансирует доставку продуктов из розницы?
Забегая вперёд, подчеркну, что мой интерес к этому вопросу носит не умозрительный, а вполне прикладной характер. Я пытаюсь понять, сохраняет ли Яндекс потенциал дальнейшего роста, либо пора фиксировать прибыль по его акциям, которые находятся в российской части моего инвестиционного портфеля.
Дело в том, что по моим индикаторам во II полугодии прошлого (2020) года наметился тренд на повышение конкурентного потенциала Яндекса (см. график), благодаря чему котировки акций компании показали неплохой рост.
Однако, финансовая отчетность Яндекса за I полугодие 2021 г. неприятно удивила инвесторов значительным снижением операционной эффективности (на графике – KR): компания по МСФО получила убыток в 7 884 млн. руб. (за I полугодие прошлого года была получена прибыль в сумме 1 684 млн. руб.).
При этом из отчётности эмитента (https://yandex.ru/company/press_releases/2021/2021-07-28) следует, что одной из причин отрицательного финансового результата Яндекса является убыточность Яндекс-Доставки и Фудтеха, (который включает сервис доставки продуктов из магазинов). Примечательно, что эти направления демонстрируют потрясающую динамику выручки и столь же потрясающую убыточность (см. таблицу ниже).
Именно поэтому моё внимание привлёк тот факт, что заказ моей супруги, который она сделала в приложении торговой сети, привёз курьер Яндекс-Доставки. Именно поэтому я внимательно сравнил цены в чеке и обнаружил, что они копейка в копейку совпадают с теми, что выставлены в магазине (включая скидки и акционные товары). Именно поэтому я обратился к Смарт-Лабовцам за помощью в разгадке этой головоломки.
Спасибо всем, кто принял участие в обсуждении! Благодаря Вашим комментариям я получил множество интересных идей и сегодня хотел бы подвести итог обсуждению.
👉🏻 Большинство Смарт-Лабовцев сошлось во мнении, что мы имеем дело с агрессивным маркетингом со стороны Яндекса, благодаря которому он завоёвывает долю рынка в рознице.
При доставке продуктов торговая сеть не получает никакой выгоды от такой продажи: роста выручки нет (мы и ранее покупали продукты в этом магазине) и логистической экономии также нет (курьеры Яндекса набирают заказ с прилавков магазина). Следовательно сумма, которую торговая сеть может заплатить Яндексу за доставку – минимальна.
Поэтому сейчас Яндекс вынужден брать львиную долю затрат по доставке на себя. Теперь становится понятно, почему Яндекс получает огромные убытки по этому направлению.
❓ Тогда возникает вопрос: зачем это надо Яндексу?
Очевидно, что схема доставки продуктов через розничный магазин при фиксированных ценах – убыточна по определению. Для того, чтобы сделать её прибыльной необходимо исключить из логистической схемы розничную торговую точку с её издержками, чтобы товар потребителю доставлялся напрямую с оптового склада (именно этим занимается Яндекс-Лавка).
А теперь давайте представим, что в один прекрасный момент (когда доля населения, «подсевшего» на бесплатную доставку продуктов, будет достаточно велика) Яндексу надоест заниматься альтруизмом, за свой счёт доставляя россиянам продукты.
В этом случае Яндекс станет выставлять торговым сетям счета за доставку в полном объёме. Очевидно, что принять на себя столь значительные дополнительные издержки торговые сети не смогут, в силу чего будут вынуждены отказаться от услуг по доставке.
И здесь на авансцене появится Яндекс-Лавка, которая будет готова по тем же ценам осуществлять доставку продуктов на дом (за счёт более короткой логистической цепочки). Занавес.
___________
Вместо эпилога
Некоторое время назад мне довелось поразмышлять на тему возможной конкуренции между Яндексом и Газпромом (https://smart-lab.ru/blog/707781.php).
В условиях глобализации в экономическое соперничество за лучшие кадры, за государственную поддержку, а также капиталы инвесторов вступают даже те компании, которые относятся к различным отраслям.
Сегодня становится очевидно, что цифровые компании (такие как Яндекс) вступают в конкуренцию со многими традиционными отраслями экономики. Поэтому можно утверждать, что Яндекс скоро вступит в прямую конкуренцию с Магнитом.
Поэтому продолжаю удерживать в российской части своего инвестиционного портфеля Яндекс (грех не держать в портфеле компанию, которая пытается объединить в себе преимущества Google и Amazon). По той же причине в моём портфеле нет ни Магнита, ни X5 Retail Group.
Друзья, а как думаете Вы?
Это решаемо. За продуктами которые надо выбирать будем в VR-очках «ходить» по складу яндекса и пальцем показывать что упаковать из картофана и скумбрии. Понимаю что звучит дофига футуристично, но технологически реализуемо буквально камерой и софтом. Главное чтобы VR-очки завелись в каждом доме, а они как раз показывают взрывной рост популярности.
зато сейчас VR фильмы есть на ютюбе малые ни о чём
игры VR массово требуют гироскоп
поэтому нормальные VR игры без гироскопа найденные:
около 5 VR игр достаточно и то не удивляют
Так было раньше. Но инженерная мысль пошла другим путём. Современные шлемы отлично отслеживают положение и самого шлема, и рук пользователя без гироскопа и базовых станций. Отслеживается всё по камерам, встроенным в сам шлем. У Oculus Quest 2 таких камер 6. Китайскому Qiyu 3 вроде хватило всего 4 камеры.
При этом современные потребительские VR-шлемы самодостаточные устройства. Не нужно проводов, зарядил и играй. Без компа я на Quest 2 играю в попсовые игры, можно браузить интернет (есть гугл хром), можно смотреть ютуб или кино с локальной сети. А если хочется совсем топовые игры с реалистичной графикой, которые шлем просто не потянет — по Wi-Fi он подключается к компу и показывает игру с компа.
Полагаю, что у Магнита нет шансов самостоятельно организовать эффективную диспетчеризацию. Для этого нужна геолокация, которой у них нет.
цены вырастут, ассортимент станет хуже, магазинов меньше.
с непродовольственными прокатило.
Роджер (веселый)., это почему?
или сети сами за свой счет создают дарксторы, удобные яндексу, или уходят с рынка.
озоны-вайлберриз так мощно выбивают бытовую химию ашане, что я даже наблюдаю уменьшение ассортимента.
у х5 есть, у магнита нет. просто однажды тогда магнит пропадет из доставки яндекса, сбера. и все — тушите свет — торгуйте для бедных пенсов и алкашей.
Где-то должна быть граница. Несколько раз хотел заказать доставку, но пока рука не поднимается. Выбор продуктов дело слишком интимное чтобы доверить его кому-то. Опять же идёшь с детьми на прогулку и заходишь на обратном пути в магазин. Дети там учатся как «охотиться» на продукты, вкусняшки себе выбирают. Радости то сколько.
Быть «растущей компанией» можшо бесконечно долго если поддерживать в инвесторах веру что вот еще немного и мы тут тааак бабла поднимем выпихнув всех с рынка, что вы сразу на золотые унитазы пересядете как отдельные губернаторы и полковники полиции..
И инвесторы верят и исправно несут бабло.
Расслоение при таких экономических принципах неизбежно.
Вопрос в свободном обмене. Пусть даже с положительным матожиданием выигрыша транзакций купля/продажа и с полным отсутствием внутренних и внешних обременений. Существующие экономические модели построены на ансамблевой вероятности. А человеческое общество развивается, в основном, в пространстве временной вероятности.
Простая симуляция даёт толстые хвосты на краях. Расслоение неизбежно. Собственно, это один из органичных пороков марксизма. Дело было не в бобине.
кстати, вы знаете, что швеция по перераспределнию налогов по децилям примерно в середине оэср?
да и от европы тоже.
что у вас память какк у золотой рыбки?
пару лет назад активно писали об уберизации рынка труда.
до этого — о расцвете компаний с заемным трудом.
до этого европа перешла в т.ч. и за счет регуляторики на срочные контракты.
так что без риторики для глупых. мы идем как раз за ес вместе с индией. а не за индией и от ес.
Роджер (веселый)., я скурпулёзно изучил чек только после того как понял, что здесь скрыта причина убыточности компании, акционером которой я являюсь.
Поскольку своё время оцениваю достаточно дорого, то за лишние пару часов, которые сэкономит мне Яндекс-Доставка, я готов заплатить несколько сотен рублей.
надо так. сколько бдет стоить час работы мусорной биоединицы из низших слоев общества, когда она не сможет устроиться в магнит?
сейчас там около 100 в час, да?
ну вот сделают ей приложуху как у я.такси, поставят сначала ценник в 200р в час. и будет она таскать продукты.
Один из рейсов (леруа присылает весь маршрут автомобиля на мобилку) состоял из ТРИНАДЦАТИ точек разгрузки!
Тут яндекс точно соснет с экономикой.
Reuters
Russia's Yandex driverless robots to deliver food at U.S. colleges with GrubHub
www.reuters.com/technology/russias-yandex-driverless-robots-deliver-food-us-colleges-with-grubhub-2021-07-06/
Скидки по купонам, плюс балы на карту покупателя, выходит дешевле чем самому перется.
Да и сам столько не унесешь, поэтому наш средний чек увеличился — жрать стали больше.
Но с учетом скидки по купонам и баллам получается дешевле
vk.com/pyaterochka_promokodi
Сэкономил — заработал.
Они тоже экономят на торговых площадях, персонале и прочих расходах.
Так вот, Яндекс воюет на несколько фронтов. И даже если на каждом из фронтов противники слабее — в совокупности это не сильно облегчает судьбу Яндекса.
В итоге — его разорувут. Сбер, Газпром, Магнит, Амазон, гугль… Так всегда заканчивается война на несколько фронтов.
гитлер стал обречен после того, как черчилля амеры заставили подписать атлантическую хартию о сдаче имерии.
мог хоть не воевать, а строить ес — ничего б не изменилось
Подавляющее большинство так называемых инновации в РФ- утянуто с запада, увы и ах.
Поэтому: берем на изучение штаты, поверхностный анализ показывает, что несмотря на амазоновские магазины без сотрудников, несмотря на роботов-доставщиков, народ упорно ломится в магазины. Тут все-таки что-то другое, нежели удобство для любителей не отрывать жопы от дивана.
Мое мнение: Процент приверженцев жопосидения катастрофически мал и экономически неинтересен...
Резюме: В магазины ходили, ходят и будут ходить.
Тут история как с такси — до тех пор, пока остается пространство для маржи — будут постоянно вылезать демпингующие конкуренты.
Полагаю, что это лишь подтверждает тезис о том, что за доставкой – будущее розницы.
Один из сегментов розницы — да, вполне возможно. Причем я бы ожидал постепенное смещение этого сегмента вверх, в элитное потребление. А в массовом и в эконом-сегменте всё вернется к самостоятельным покупкам как только косты доставки начнут включаться в цену…
И ещё нюанс с дарксторами — в провинции их редко открывают более 1 на областной центр, и располагаются они не в центре города — а значит заметная часть заказов будет с плечом 10+ км. Это никак не самокаты и не велосипеды. Это парк автомобилей.
А сбермаркет возит бесплатно (сберпрайм).
В целом когда год назад распробовали сервис — больше от него не откажемся. Но по уровню яндекс проигрывает сильно сбермаркету.
Людмила, а что Вам не понравилось у Яндекса
последний раз курьер забыл часть заказа забрать из холодильника, привез не все, деньги вернули — но я без товара осталась.
посмотрите визги аптекарей на аренде пару лет назад.
когда аптекару платит по 40-80 р за выдачу любого заказа и 80% в деньгах идет через нее(остается только леденцами и шампунями торговать)
Началось все лет 7-8 назад, по-моему. Иначе, конечно, но поход в сеть и приучение людей пользоваться приложениями. Сейчас это дошло до доставки.
Началось все инициативами двух ТОП дистрибьюторов, которые запустили сервисы ЗдравСити и Аптека.ру. Все это началось через клиентскую розницу в регионах, через локальные точки и региональные сети. Рынок таков, что только там можно было начать развивать. Дистрибьюторы платят комиссию партнерам, которая очень значимо ниже сложившихся розничных наценок. С законодательным разрешением доставки эти же сервисы силами своих же сотрудников, а не аптек, стали привозить заказанный товар. Параллельно федеральные сети развивали свои проекты. Конечно, без Сбера не обошлось, который просто купил один из сервисов, и пошел развивать регионы.
Пока, в общем, многие переживают, но на рынке держатся. К чему все это приведет, пока тоже не совсем однозначно.
Воронов Дмитрий, ну пока долю инет продаж оценивают около 8% рынка. Конечно, доля росла. Конечно, в столице она под 20%.
С одной стороны, локальным игрокам это выстрел в ногу: посчитать не сложно, как рост доли инет продаж сказывается на общей наценке точки (это около 5% комиссии и 18% стандартной, конечно, по разным регионам отличается). С другой стороны, а куда локальным деваться — самим нести затраты на развитие инет-площадки и самим возить = точно путь в никуда. По федералам модель, естественно, другая.
1. Сначала порталы недвижимости были партнерами ЯН и он транслировал их объявления. Сам ЯН объявления не принимал. Список объявлений был на ЯН, но кликая на объяву, ты переходил на сайт-партнера. Партнеры радовались дополнительной бесплатной аудитории.
2. ЯН стал показывать объявления уже у себя, но с контактами партнера. Трафик у сайтов-партнеров уменьшился, но отклик по объявам был такой же, поэтому пока все довольны.
3. ЯН стал принимать объявления уже у себя.
4. ЯН сообщил сайтам недвижимости, что транслировать их объявления он больше не будет.
Вот такой партнер...
Маркет, в подобном же ключе развивался, насколько я понимаю.
Кстати, не знаете, сколько прибыли собирает в среднем с пользователя Гугль и Яндекс?
Думаю, что маркетологи в Яндексе жесткие и с математическим образованием...
Яндекс отлично это показал на выжимании всех соков из своего Директа, потом из Такси. Сейчас Яндекс постоянно толкает акцию два месяца Музыки за 1 рубль. Но при этом сравнивая льготные тарифы Spotify не покидает ощущение, что рубль это кабала для затравки...
Э — экономия. (шутка)
Но при сидячей работе я честно бы думал куда бы ещё мне сходить чем просидеть эти пол-часа на диване.