Весной мы размышляли в подкасте, выживет ли Airbnb. Сервис по краткосрочной аренде жилья не просто выжил, но и решил выйти на IPO, которое состоится на этой неделе. Свой анализ компании в блоге провел профессор Асват Дамодаран. Мы приводим основные тезисы, которые могут помочь в принятии решения по покупке акций.
Бизнес-модель. Airbnb зародилась в 2007 году на конференции в Сан-Франциско, когда основатели Брайан Чески и Джо Геббиа придумали сервис для краткосрочной аренды жилья. Сначала компания называлась AirBed & Breakfast, затем имя было сокращено до более короткого и привычного Airbnb.
Рост бизнеса. На протяжении предыдущих 5 лет бизнес демонстрировал планомерное снижение темпов прироста доходов. По итогам 2019 года выручка компании выросла на 33% до $4,8 млрд. 5 лет назад темп роста превышал 60%. В 2020 году из-за падения количества туристов выручка снизилась на 32%.
Рост стоимости. В 2011 году инвесторы оценивали компанию в $1 млрд, в 2014 — в $10 млрд, в 2016 году оценка поднялась до $30 млрд. С тех пор рост стоимости замедлился. До начала пандемии компания оценивалась в $35 млрд. Весной 2020 года Airbnb была вынуждена привлекать экстренное финансирование при оценке в $18 млрд. Интересно, что сейчас перед IPO компания оценивается в $40 млрд, то есть дороже, чем до пандемии.
Как и многие стартапы Airbnb убыточна. В 2018 году компания вышла на операционную прибыль, но большую часть истории маржа операционной прибыли колеблется в диапазоне от 0 до -13%. На фоне кризиса в отрасли путешествий за 9 месяцев 2020 года маржа снизилась до -19%. Финансовое состояние выглядит не очень простым.
Как компания при падении доходов на треть может стоить дороже, чем до кризиса? Ответ прост. Инвесторы оценивают Airbnb по будущим денежным потокам. Сейчас вряд ли у кого-то есть сомнения, что через 5-10 лет отрасль путешествий восстановится, а шэринг жилья будет процветать. При этом процентные ставки стали ниже, что делает будущие денежные потоки таких компаний как Airbnb более ценными.
В постковидном мире Airbnb будет бороться с рынком отелей объемом в $600 млрд. Помимо этого, в несколько триллионов долларов оценивается дополнительный рынок, который сам по себе создала сфера шэринга жилья. Это можно сравнить с такси — приход агрегаторов в несколько раз увеличил объем существующего рынка. Долгосрочные перспективы у Airbnb остаются позитивными.
Оценка от Дамодарана. Профессор предлагает модель дисконтированных денежных потоков, где выручка за 10 лет вырастет с $4,7 до $21,8 млрд. Операционная маржа выйдет на уровень 25%, свободный денежный поток через 10 лет достигнет $3,2 млрд в год. При стоимости капитала в 7,1% модель дает оценку капитала компании в $38 млрд или $54,5 за акцию за вычетом опционов.
Сам Дамодаран призывает мыслить таким способом:
Стоимость <$28 млрд: Суперскидка
$28 — $33 млрд: Покупать
$33 — $38 млрд: Справедливая стоимость
$38 — $44 млрд: Дорого
> $44 млрд: Очень дорого
Мнение Bastion. Мы ориентируемся на долгосрочный подход с горизонтом вложений >5 лет. Добавление Airbnb в активный портфель при оценке до $40 млрд в расчете на восстановление рынка путешествий может быть адекватным решением. Для более коротких горизонтов инвестиции в Airbnb сейчас выглядят слишком рискованными.