stanislava
stanislava Новости рынков
08 июля 2020, 20:12

Пандемия обошлась операторам связи в 30 млрд рублей - Финам

В первом полугодии 2020 года минимальные пакетные тарифы на связь в России подорожали на 8%, связь стала менее доступной, говорится в исследовании аналитического агентства Content Review.

Аналитическое агентство Content Review провело исследование стоимости мобильной связи в России и установило, что в сравнении с доходами эта стоимость минимальна в Ямало-Ненецкой, Сахалинской и Ханты-Мансийской областях. На основе этих выводов, руководитель Content Review Сергей Половников озвучивает отраслевую боль – «связисты» потеряли 30 миллиардов рублей на пандемии (а связь даже не признали отраслью, пострадавшей от неё). Поскольку обычный читатель, скорее всего, к проблемам операторов довольно равнодушен, ему надо прямо «в лоб» сказать, что это как-то его заденет – поэтому примерно с февраля СМИ выносят в заголовки неизбежное повышение тарифов.

В феврале комментаторы, вздыхая, кивали, ссылаясь на самих операторов, которые говорили, что раньше планировали повысить тарифы на 10%, но теперь придётся на 15%. Поскольку 10% – это за старые напасти в виде отмены роуминга и необходимости тратить десятки миллиардов рублей на хранение петабайтов данных для нужд государственной безопасности (в соответствии с так называемым «законом Яровой»), а теперь ещё и пандемия. Но во что конкретно обошлась операторам пандемия, было неизвестно. Теперь Content Review представило цифру – в 30 миллиардов рублей. Похоже ли это на правду? Да, поступления в b2b-сегменте снизились на треть, то есть можно ожидать, что доходы связистов в целом упали на 15%, за три месяца для отрасли это около 30-35 миллиардов рублей.

Насколько повышение стоимости связи на 14% ударит по абонентам? Если месячный тариф вырастет с 270 рублей до 290 рублей, то россиянин заплатит на 20 рублей больше, чем платил раньше. Урон, таким образом, составляет приблизительно одну тысячную заработка небогатого россиянина. Не знаю, уместно ли тут добавлять обычную присказку СМИ о том, что это происходит на фоне снижающихся из-за пандемии доходов населения, поскольку даже при среднероссийских доходах надо быть уж очень аккуратным и бережливым человеком, чтобы учесть потерю одной тысячной своего месячного бюджета. Поэтому я думаю, что исследователи видели задачу не в том, чтобы вместе с прессой лить крокодиловы слёзы по поводу удорожания связи, а в том, чтобы подать сигнал властям о том, что не надо спешить с новыми испытаниями для отрасли – у неё нет других ресурсов, чтобы компенсировать потери, кроме тарифов, а значит – населения. Наши операторы не являются ИТ-гигантами вроде Google, Amazon или Apple, которые создают глобальные инновации и пожинают инновационную ренту. Они внедряют более или менее понятные решения, жёстко конкурируют друг с другом и зарабатывают достаточно, чтобы платить дивиденды и выполнять новые государственные требования, но недостаточно, чтобы создавать новые рынки. Это напрямую, конечно, сказывается и на курсе их акций, а особенно – на мультипликаторах. Необходимо открыть операторам возможность больше вкладывать в развитие, собственных ресурсов им недостаточно.
Делицын Леонид
ГК «Финам»
0 Комментариев

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн