В 90-е, когда начали появляться переведенные западные комедии и юмористические программы, обратил внимание на следующее. После каждой шутки, даже не смешной, за кадром звучал записанный примитивный ржач (смехом это назвать было трудно). Задавался вопросом. Для чего это делают? Неужели это работает?
Оказывается, что «да». Создатели программ давно поняли, что смеющиеся люди делают шутки более смешными и для аудитории. Так работает принцип «социального доказательства». Согласно этому принципу, мы решаем, что является правильным, выясняя, что считают правильным другие люди.
В большинстве областей этот принцип является нашим союзником. Когда мы повторяем за действиями окружающих, меньший шанс ошибиться. Или нелепо выделиться, подвергаясь критике большинства. Мы смеемся над шутками, которые смешны окружению. Следуем моде, стараясь покупать одобренные большинством вещи и услуги. В этом поведении нет ничего странного. Это вполне рациональная линия поведения, уберегающая нас от излишних трат времени, усилий и финансов.
Изучивший данный феномен психолог Роберт Чалдини указывает на два фактора, усиливающих влияние принципа социального доказательства.
1. Неуверенность.Неопределенность ситуации увеличивает нашу потребность в чужом мнении. Автор пишет:«… когда мы не уверены в себе, когда ситуация предоставляется нам неясной и двусмысленной, когда «правит бал» неопределенность, мы склонны оглядываться на других и признавать их действия правильными.»
2. Сходство. Большее влияние на нас оказывает мнение похожих на нас людей. Или людей, на которых мы хотим быть похожи.«К сожалению, в современной жизни стало уже обычным явлением, что многие люди испытывают постоянный психологический дискомфорт. Как они справляются с этим дискомфортом, зависит от многих факторов, и один из них – то, как избавляются от дискомфорта похожие на них люди».
Таким образом, в целом принцип социального доказательства является неким автопилотом, упрощающим нам жизнь. Однако, действия которого необходимо все-таки проверять в жизненно важных областях.
Социальное доказательство и рынок
Неопределенность, присущая финансовому рынку, рождает неуверенность (первый усиливающий фактор) и заставляет участника оглядываться по сторонам в поиске решений. Или подтверждения принятых. Что делает этот человек? Идет на специализированные ресурсы в поиске подтверждения среди себе подобных (второй усиливающий фактор – сходство). Так мы получаем толпы сомневающихся, следящих за прогнозами экспертов на РБК или Бизнес-ФМ. Или, например, пытающихся найти подтверждение своим взглядам на нашем Смартлабе.
В широком поле мнений на финресурсах всегда можно найти идеи, подтверждающие правильность принятого решения. Так много экспертов и советников, комментирующих существующую ситуацию. Даже можно задать вопрос, написать пост или оставить комментарий о своей позиции. К сожалению, это лишь якорит нас в принятом решении, уменьшая свободу в возможности «сдать назад». Вовремя признать ошибочность принятого решения.
Задача специализированных ресурсов очевидна: представить максимально возможный спектр мнений. Чтобы удовлетворить эмоциональную потребность каждого пришедшего индивида. Кому-то нужны точные решения: что вырастет, когда вырастет. Кому-то нужно услышать очередного армагедонщика, лишь использующего неоптимальность нашего мышления. Является ли подобная рыночная попса полезной? Боюсь, что нет.
А.Кургузкин в «Лабиринте иллюзий» об этой проблеме пишет следующее:
«… человек – существо социальное и поэтому склонен синхронизировать свое мнение с мнением окружающих. Попадая в пропитанное эмоциями информационное пространство вокруг рынков, он неизбежно оказывается подвержен стадному эффекту. Это способ реализовать свое неприятие рисков. Полагаться не общепринятое мнение – это выглядит безопасным решением. Все сразу не могут ошибаться, верно?»
И дальше предостерегает читателя:
«Преимущество над средним игроком неизбежно предполагает необходимость идти против «общепринятых» представлений, идей и ожиданий. Эта необходимость вступает в конфликт с вашими социальными инстинктами, идет против заложенного природой стремления синхронизировать свое мнение с мнением окружающих или мнением авторитетов.»
Выводы для трейдера:
1. Необходимо крайне скептически относиться к мнениям, генерируемым информационной средой. Назвал бы это даже вредной для вашей торговли привычкой. В спектре мнений, создаваемых сплавом представителей индустрии, псевдогугу-обучателей и толпой неоперившихся новичков крайне сложно, почти невозможно найти полезные для торговли вещи. Зато можно хорошо прокачать зашитую в нас эмоциональную потребность в социальном доказательстве.
P.S. Идеи и методы, которые описываю в этом и других постах, сам применяю в своей торговле. Например, читать Смартлаб начал году в 11-12, больше чем через пять лет после прихода на рынок. С более-менее устоявшимися взглядами. Читал лишь избранных авторов. Например, посты о саморазвитии Тимофея. О вещах, близких к тому, что сам проходил в то время. Или про непростой путь системного трейдера в постах А.Г. Зарегился же лишь в конце 2016 года, когда появилась потребность описать свои мысли и пообщаться с единомышленниками.
Всем успехов!
А потом привык — оказалось и правда смешно… гребаный рефлекс!
комедии (как и боевики, и порнуху) в переводе Гоблина, ещё Горбач-разрушитель в страну запустил в 80-е… Бенни Хил тогда на пике популярности был в СССР
почему ваш портфель так резко изменяется ?
(30.03=1,3; 9.04=3,5)