Прошедшая неделя стала периодом развития дестабилизации и обвала на фондовых рынках. Параллельно катились распродажи на рынке нефти, проходившие на фоне роста курса доллара. В начале недели цены нефти совершили новый «нырок» вниз. В результате по нефти марки Брент они ушли вниз почти до 75 долларов за баррель, что было уже на 11 долларов (или на 13%) ниже, чем в максимумах начала октября. А вот последующее подрастание к концу недели до 78 долларов за баррель было не очень убедительным.
Главная тема по инициируемому США началу блокады иранского экспорта нефти (который в норме экспортировал около 2,5 Мб\д) продолжает стремительно развиваться. В случае если санкции заработают полностью, страны ОПЕК и не-ОПЕК не смогут возместить выбывшие с рынка объемы. Но движения в этом направлении уже происходят. Напомним, что страны ОПЕК+ летом приняли решение об увеличении добычи против июньских уровней на миллион баррелей в сутки. Россия и СА уже значительно увеличили объемы добычи. И вот теперь СА заявляет о возможности нового значительного увеличения добычи. В начале прошедшей недели основным фоном для нового витка снижения цен было заявления СА о возможном наращивании добычи до 12 Мб\д. После скандала с убийством журналиста Саудовская Аравия демонстрировала свою покладистость и готовность идти навстречу пожеланиям США. Понятно, что рынок реагировал на это локальным снижением цен.
В таких условиях США могут наращивать давление на Иран. Что собственно и происходит. Ряд стран уже прекратили поставки нефти из Ирана. Но главный результат такого давления стал известен к концу прошедшей недели. Им стало объявление об отказе двух китайских ННК от покупок в ноябре нефти у Национальной иранской нефтяной компании. Значит, после всплеска покупок в октябре, с ноября Китай формально присоединяется к американским санкциям. Прекращение реального перемещения поставок иранской нефти в Китай стало бы главное событием на мировом рынке и стало бы важным успехом вводимого США режима санкций. Напомним, что крупнейшими покупателями иранской нефти выступали Китай, Индия, другие страны АТР и Европа. Значит, после отказа от закупок Китая США оставалось бы додавить Индию и Европу, которые пока не сдаются. Сообщалось о заключенных Индией соглашениях на ноябрь с продолжением поставок нефти из Ирана. А ЕС заявлял о разработке схем оплаты иранской нефти без использования доллара.
Санкции против Ирана — одна из ключевых неопределенностей, способной сильно воздействовать на цены нефти. Так что очень интересным будет через 2-3 месяца узнать итоговые объемы экспортных поставок нефти из Ирана в ноябре-декабре. Хотя точную картину поставок начнут скрывать сложные схемы, когда реальные поставки будут замаскированы под другие операции. В результате истинные цифры иранского экспорта нефти станут труднодоступными. Так, в качестве защитного механизма Иран за неделю до введения против него санкций США запустил торги поставочным фьючерсом на нефть. Об это сообщила иранская биржа Irenex. По ее данным уже в первый же день торгов было продано 280 тыс. баррелей нефти по средней цене $74,85 за баррель. Отмечается, что по 20% сделок расчеты были проведены в риалах, по 80% — в иностранной валюте. В результате биржевых продаж конечные покупатели смогут приобретать нефть через брокеров-посредников, а не напрямую у Национальной иранской нефтяной компании. В результате такие продажи могут стать важным элементом обхода американских санкций.
Кроме основного вопроса с динамикой поставок из Ирана еще на рынок нефти будет воздействовать обстановка на ведущих фондовых площадках и динамика доллара. В этих параметрах, в окрестности намеченных на 6 ноября промежуточных выборах в США, можно ждать эмоциональных ценовых движений. Так что текущие данные по изменениям динамики добычи в таких странах как Венесуэла, Ливия, Норвегия, Россия, а также ряде других стран, способных показать интересную динамику, все же будут оставаться в тени важнейших геополитических событий недели. Да и текущие недельные данные по запасам и добыче нефти в США несколько снизят свою значимость.