Устойчивое сокращение розничного товарооборота, по мнению исследователей, обусловлено уже не динамикой цен, рост которых сильно замедлился в апреле, а неблагоприятной динамикой номинальных зарплат, темп роста которых год к году опустился до рекордно низких 1%.
«Если в своей внутренней экономической политике власти, похоже, готовы пойти на какие-то улучшения условий для бизнеса, то использовать инструменты внешней политики Россия явно не собирается, — отмечается в исследовании. — В частности, Кремль открыто демонстрирует нежелание инициировать прекращение войны санкций (как в части западных, так и в части российских санкций)».
Режим санкций может стать «new normal» на неопределенное время, и это будет тяжелым бременем для работающей сейчас на возврат долгов российской экономики (даже рост кредитования предприятий в последние месяцы направлен, скорее, на возврат внешних займов, чем на развитие бизнеса).
Параллельно — в дополнение к девальвации национальной валюты — намечается так называемая «внутренняя девальвация», то есть сокращение трудовых издержек, но не за счет сокращения численности, а за счет торможения роста заработной платы и ее отставания от роста выпуска в текущих ценах.
Можно только прогнозировать, да и то с грехом пополам.