Оля "Hare"... (заяц)...
Оля "Hare"... (заяц)... личный блог
21 ноября 2025, 11:55

Ситуация в Ритейле и почему автоматизация и ИИ НЕ БЛАГО для общества....Размышления...

Здравствуйте!)… (ЗаяЦЪ сидит поедая вкуснейшую пиццу с сыром и ветчиной, любуясь полянкой и наслаждаясь жизнью… )....                                      Попалась мне интересная статья… И вообще мне много думалось на счёт одной закономерности… Итак для начала статья:                                               Потребители все больше экономят на продуктах, ритейл сбавляет обороты  Ситуация в Ритейле и почему автоматизация и ИИ НЕ БЛАГО  для общества....Размышления...Иллюстрация: DK.RU

Вместо роста числа покупок на 6% в начале года осенью динамика упала до 3,5%. В некоторых сегментах ритейла зафиксировано падение на 7%. Обороты розницы растут исключительно за счет роста цен...

Рынок ритейла быстро охлаждается. Если в январе-сентябре 2025 г. количество чеков в продуктовых магазинах выросло на 6%, то нынешний рост упал до 3,5% (данные сервиса «Чек Индекс» компании «Платформа ОФД»), сообщает «Коммерсант»

Если смотреть по сегментам рынка, то хуже всего ситуация в специализированных магазинах (рост снизился до 1,5%), а, например, в мясных лавках продажи в январе-сентябре упали на 7% год к году. Хотя средний чек в целом по ритейлу вырос до 1,1 тыс. руб. (рост на 9%).

Снижение продаж будет продолжаться, считают аналитики. Уже сейчас видно, что осенью продажи основных продуктов питания снизились на 5% год к году (данные «Такском»), так, молоко за сентябрь-октябрь потеряло 8%, гречка — 9%, рис — 10%.

Граждане стали отказываться от дорогих продуктов, выбирая простую и дешевую еду, считает директор по аналитике NTech Леонид Ардалионов:

В 2023–2024 гг. у многих появились деньги, которые были перенаправлены на рынок продуктов питания, еда — это удовольствие, а дорогие машины и часы остались для большинства недоступными,— объясняет он.

Эксперт уточняет, что теперь деликатесы для многих россиян недоступны. Они все меньше смотрят в сторону дорогих сыров, икры, морепродуктов и т.п. Если в предыдущие два года темпы роста натуральных продаж в категории деликатесов в 3,7 раза превысили среднерыночные, то в январе-мае этого года оказались на треть ниже.

В первую очередь от падения покупательского спроса страдают торговые сети. По подсчету Infoline, в первом полугодии выручка десяти крупнейших FMCG-сетей составила 6,1 трлн руб., увеличившись на 17,1% год к году. Но это не слишком большой рост — в аналогичный период 2024 г. он оценивался в 24,7%.

При этом падение продаж фиксируют даже дискаунтеры, так, «Чижик», который до этого рос быстрее других сетей в составе X5, во втором квартале 2025 г. вообще не смог увеличить выручку, это случилось впервые за пять лет.

В этих условиях сети увеличивают число собственных торговых марок (СТМ) и развивают направление готовой еды. Последнее считается наиболее маржинальным. Однако, по мнению гендиректора Atomic Capital Александра Зайцева, «рынок (готовой еды) насыщен, а конкуренция в том же готовом питании растет».

Чтобы пережить сложные времена, ритейлерам нужно повышать операционную эффективность — автоматизировать склады, развивать программы лояльности, сокращать потери, считает Зайцев.

Как ранее рассказывал DK.RU, ритейлеры начали менять форматы магазинов. Вместо громоздких гипермаркетов они открывают небольшие точки продаж, где наряду с основными продуктами питания представлен большой ассортимент готовой еды. Согласно Infoline, в январе-сентябре количество супермаркетов и гипермаркетов снизилось на 1,4% год к году, закрылись 67 объектов площадью 185,2 тыс. кв. м.

  

По подсчетам «Совкомбанка», в 2025 г. рост расходов россиян в ритейле замедлился вдвое. Покупатели стали экономить в магазинах, а доля тех, кто предпочитает не совершать покупки, а откладывать деньги, в сентябре достигла 56% и стала максимальной с 2023 г.

Отметим, что за шесть месяцев 2025 г. сети жестких дискаунтеров по всей России совокупно выручили свыше 642 млрд руб., что на 27% больше год к году. DK.RU писал, что средний класс перестал считать дискаунтеры «магазинами для бедных»: покупатели заходят в такие магазины в среднем до пяти раз в месяц. При этом классический продуктовый ритейл продолжает оптимизировать полочное пространство и снижать ассортимент, чтобы предлагать покупателям только востребованные товары… Оригинал статьи ТУТ: www.dk.ru/news/237231910… так же… НЕ РАДУЕТ вот эта новость....                                                                                                                                                                                        

Греф заявил о сокращении 20% персонала «Сбера»

Их неэффективность выявил искусственный интеллект, рассказал глава банка...

/>/>/>Ситуация в Ритейле и почему автоматизация и ИИ НЕ БЛАГО  для общества....Размышления...

Глава Сбербанка Герман Греф заявил, что банк до конца года сократит значительную часть сотрудников, эффективность которых была признана низкой на основании анализа искусственного интеллекта. Выступая на мероприятии по ИИ рядом с президентом Владимиром Путиным, Греф рассказал, что внутренняя мультиагентная система позволила «Сберу» провести масштабную оптимизацию кадрового состава.

«В Сбере в этом году с помощью мультиагентной системы мы сократим до 1 января [2026 года] 20% персонала, который был проанализирован и выявлен с помощью искусственного интеллекта как неэффективный. Мы закрываем неэффективные проекты, сокращаем рабочие места для неэффективных сотрудников. В результате идет высвобождение, в том числе и ресурсов», — заявил Греф.

Президент Владимир Путин, комментируя слова главы «Сбера», ответил: «Есть сотрудники, с которыми вы плохо работали». В ответ Греф признал, что в этом есть доля его ответственности.

«Если есть что-то неэффективное в организации, то к сожалению, в этом есть моя доля ответственности. Я с этим согласен», — сказал он.

С начала 2025 года «Сбер» последовательно сокращает численность персонала: по данным отчетности группы по МСФО, за девять месяцев штат уменьшился более чем на 13,5 тысячи человек. Наиболее резкое снижение произошло в первом квартале, когда группа потеряла 8,6 тысячи сотрудников. Тогда СМИ сообщали о сокращениях IT-специалистов, в том числе в e-com-подразделениях экосистемы — «Мегамаркете», «Самокате», «Купере» и «Сберлогистике», что объяснялось оптимизацией и необходимостью сокращения расходов.

Во втором и третьем кварталах тенденция продолжилась: к концу июня численность работников упала до 295,9 тысяч человек, опустившись ниже уровня конца 2023 года. За июль–сентябрь группа сократила еще 1,4 тысячи человек, до 294,6 тысяч.

Руководство объясняет изменения внедрением искусственного интеллекта и автоматизацией бизнес-процессов. Зампред правления «Сбера» Тарас Скворцов отмечал, что генеративные ИИ-технологии и внутренние агенты позволяют уменьшать нагрузку на филиальную сеть, back-office и IT-разработку, приводя к «естественной текучести» и снижению найма.

В августе Frank Media узнали о планах «Сбера» сократить до 20% сотрудников центрального аппарата или около 5 тысяч человек. По словам одного из источников, оптимизация предполагает отказ от дублирующих функций и «неэффективных направлений». В пресс-службе «Сбера» тогда объяснили, что у банка нет специальных планов сокращать команду, и группа регулярно пересматривает структуру и оптимизирует функции за счет автоматизации и внедрения в процессы искусственного интеллекта.

В начале октября «Профсоюз работников IT» и издание CNews со ссылкой на источники написали, что новая волна сокращений в центральном аппарате и дочерних компаниях «Сбера» фактически началась....                                                                                                                                 Теперь перейдём к рассуждениям собственно говоря… Хм… РЫНОК как не странно одной своей частью состоит из ПОТРЕБИТЕЛЕЙ… Любые «повышения уровня автоматизации в производстве», так называемые «улучшения эффективности с помощью ИИ», «автоматизация рабочих мест при общем сокращении их количества»… Приводят я думаю лишь к тому, что люди становятся очень уязвимыми без наличия РАБОТЫ, уязвимыми в плане того, что как ни странно У НИХ НЕТ ДЕНЕГ, в результате потери той самой работы… Следовательно люди эти потребляют МЕНЬШЕ ВСЕГО, следовательно спрос на товары ПАДАЕТ как ни странно))… Вот такие есть закономерности… Следовательно массовая автоматизация и внедрение ИИ, без последующего трудоустройства людей замещенных автоматизацией и ИИ ведет К КАТАСТРОФЕ, так как внезапно выясняется что РЫНОК состоит из покупателей!!! Если люди начинают экономить и перестают потреблять что либо, это ведет к стагнации ритейла в частности, порой даже катастрофически, глядя на реалии бухгалтерских отчетов… ВОТ ТУТ можно наглядно убедиться в такой катастрофичной цепочке событий воочию… www.e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=7671&type=3                                                                                                                          Ситуация в Ритейле и почему автоматизация и ИИ НЕ БЛАГО  для общества....Размышления...
Вот вам автоматизация кассовых мест кассами самообслуживания!))) полюбуйтесь!)) Уволенный кассир тоже человек и внезапно потребитель… как и работник автоваза попавший под сокращения или уволенный менеджер сбера, который не купит себе новую машину на следующий год и не поедет отдыхать в Крым, потому что денег не будет, а будет тотально экономить на всём… Вот вам правда жизни!!! РОБОТЫ НЕ ПОТРЕБЛЯЮТ!!! ПОТРЕБЛЯЮТ ТОЛЬКО ЛЮДИ!!! И чем больше наши граждане будут потреблять внутри страны всех видов благ, тем лучше для нашей экономики. Сейчас в трудные времена, бизнес сам рубит сук на котором сидит, сокращая и автоматизируя рабочие места. В долгосрочной перспективе это большая ошибка я думаю… Уменьшение количества потребителей хотели?! А оно есть!.. в цепочке: товар-деньги- товар ключевое звено это ЧЕЛОВЕК который потребляет блага!!! Если это не ясно нашим экономистам и «эффективным менеджерам», это катастрофа!!!.. Я своё слово сказала… Я против автоматизации и ИИ-зации рабочих мест!!!.. Всем всех благ друзья! Пишите комментарии, ставьте ЛАЙКИ!) Подписывайтесь на мой блог! Всем всех благ!....                                                                                                                                                                                                                        Ситуация в Ритейле и почему автоматизация и ИИ НЕ БЛАГО  для общества....Размышления...

5 Комментариев
  • АШ
    21 ноября 2025, 12:05
    Не думаю что стали меньше потреблять, стали меньше выбрасывать. Сам с этим борюсь.
    Но жадность и глупость, все таки вырываются наружу и точечно побеждают.
    На прошлой неделе на рынке увидел ялтинский лук по 100р/кг, купил 10кг. Всю неделю думаю нахера мне десять киллограм лука, каждый день себя матерю.
  • Елена
    21 ноября 2025, 16:12
    Сокращенный за счет автоматизации сотрудник ИТ-подразделения Сбера может найти себе другую работу — постоянно пишут о нехватке рабочих рук в стране.
    Считаю, что  в 22-23 годах ИТ-специалистов сильно переоценили, поскольку надо было быстро замещать импортное ПО на отечественное.
    Теперь процесс замещения ПО в этой области налажен и ИТ-специалисты уже не так нужны.
    Так было в 90-ых с бухгалтерами, в 2000-ых с юристами.
    Жалко только тех ребят, которые пошли на ИТ-специальность, не имея к ней никакого призвания, просто в расчете на большие легкие деньги.
    Сейчас также упорно зовут в рабочие специальности (сварщик, оператор ЧПУ и т.д.) и через 5 лет опять скажут — ой не нужны, надо сократить.


Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн