РОССИЯ-КИКШЕРИНГ-ЗАПРЕТЫ-РЕАКЦИЯ
17.07.2025 09:00:00
Операторы кикшеринга заявляют о целесообразности грамотного регулирования, а не запрета самокатов
Москва. 17 июля. ИНТЕРФАКС — Сфера микромобильного транспорта активно развивается вслед за растущим спросом пользователей, и целесообразно «грамотно» ее регулировать, а не запрещать использование самокатов, говорится в совместном сообщении крупнейших российских операторов кикшеринга — «Яндекс Go», «МТС Юрент» и Whoosh.
Так компании прокомментировали информацию о запрете использования электросамокатов в Благовещенске и Елабуге.
По данным Ассоциации микромобильности, приведенным в сообщении компаний, по итогам 2024 года количество поездок на самокатах в РФ выросло на 30% — до 271,8 млн. Кикшеринговые сервисы работают в более чем 200 городах России.
При этом, отмечают компании, в большинстве случаев (более 85%) электросамокаты используются как транспорт «последней мили» (чтобы доехать до нужной точки), а не как развлечение.
«Именно поэтому необходимо идти не по пути запретов, а по пути грамотного регулирования индустрии, который будет включать разработку и внедрение системных мер по повышению безопасности средств индивидуальной мобильности (СИМ) — как со стороны операторов, так и со стороны городских властей», — говорится в совместном сообщении операторов кикшеринга.
Компании указывают, что 99,9% поездок на их самокатах проходят без происшествий, при этом аварийность снижается.
В «МТС Юрент» напомнили, что в РФ принята «дорожная карта» по развитию и регулированию СИМ, в рамках которой регионы уже начали принимать собственные планы по долгосрочному созданию и развитию инфраструктуры СИМ. Как отмечает компания, практически во всех крупных городах, где работают сервисы кикшеринга, есть нормативно-правовые акты и «дорожные карты», определяющие правила работы СИМ и развитие отрасли микромобильности в целом. Эти документы включают мероприятия по обучению пользователей ПДД, планы по развитию инфраструктуры для СИМ, определяют правила организации дорожного движения, обеспечивающие безопасное для всех в городе движение самокатов.
В Whoosh отмечают, что в «дорожной карте» Минтранса РФ до 2030 года прописаны механизмы развития микромобильности и не содержатся запретительные рекомендации. «Это федеральный документ, дающий вектор для развития транспорта, включая микромобильность, во всех городах страны», — указывает Whoosh.
Сами сервисы кикшеринга также применяют меры для повышения безопасности: в каждом городе вводятся обязательные аппаратные ограничения скорости, медленные и запретные зоны в особенно людных местах, сервисные штрафы и блокировки за нарушения ПДД и правил безопасности, создается парковочная инфраструктура, напоминает «Яндекс Go».
«Кикшеринги контролируют свои самокаты и помогают пользователям соблюдать правила ПДД. Это обеспечивают технологии и развитая система обучения. К тем, кто не готов следовать правилам (а именно нарушения становятся причиной аварий), сервис применяет санкции», — заявили в Whoosh.
Кроме того, в ряде городов уже применяются решения по определению оптимального количества самокатов с учетом численности населения — это регламентируется в соглашениях между операторами и городом. «Это помогает разгружать дорожную инфраструктуру и создавать более безопасную транспортную среду», — поясняют в «Яндекс Go».
«Когда государство и бизнес сотрудничают по развитию нового транспорта, а не идут по пути запретов, это приносит свои плоды: в Москве в I полугодии 2025 года совместная работа операторов с городом позволила снизить аварийность с участием СИМ на 60% (данные дептранса Москвы)», — отметили в «МТС Юрент».
