Tesla Календарь Акционеров | |
Прошедшие события Добавить событие |
Когда-то, три года назад, я написал, почему надо покупать Теслу
Теперь, я хочу написать, почему ее не надо покупать
Дело даже не в сегодняшней диковатой оценке Теслы, и не в том, что акции со времени того моего поста уже выросли раз в 20.
Дело в том, что в современном мире, где информационные технологии, либерализация знаний, доступа к логистике и производству — уничтожили огромное число бизнес-моделей — осталось не так уж много стратегий, которые позволяют компаниям извлекать вышесреднююю экономическую ренту.
Такие бизнес-модели можно, наверное, перечислить на пальцах одной руки.
Я на эту тему сделаю со временем более развернутый пост, но давайте пока что попробуем составить черновик
1. Платформенный капитализм (свести покупателей с продавцами, и стричь процент от транзакций)
2. Мультитенантные IT-системы (желательно, с эффектом удержания, либо за счет монополии на платформу, либо за счет высокой цены перехода к конкурентам)
3. Razor-razorblade — продать какой нибудь девайс почти задаром, и подсадить клиента на расходники. Опять таки, помогает если переход к конкурентам или дешевым расходникам затруднен наличием патентов например
Tesla Inc. (TSLA) вчера после закрытия рынков опубликовала отчёт за 4 кв. 2021 г. (4Q21). Выручка взлетела на 65% до $17,7 млрд. Скорректированная чистая прибыль в расчёте на 1 акцию (non-GAAP EPS) составила $2,54 против $0,8 годом ранее. Аналитики, опрошенные Refinitiv, прогнозировали в среднем $16,57 млрд и $2,36, соответственно. Adjusted EBITDA взлетела более чем в 2 раза до $4,09 млрд. Свободный денежный поток (FCF) $2,8 млрд против $1,9 млрд в 4Q20. Аналитики ожидали $1,67 млрд. Денежные средства и эквиваленты на счетах составили $17,6 млрд, чистый долг отрицательный.
За 2021 г. выручка взлетела на 70,7% до $53,8 млрд. Напомним, по итогам 2020 г. рост был 28%. Выручка автомобильного сегмента (Automotive) подскочила на 73,4% до $47,2 млрд. На Automotive приходится 88% выручки Tesla (86% годом ранее). Выручка энергетического сегмента (Energy generation & storage) выросла на 40% и достигла $2,8 млрд. Выручка сегмента «сервисы и прочее» взлетела на 65% до $3,8 млрд. На энергетический сегмент и сервисы приходится, соответственно, 5% и 7% от общей выручки Tesla.
Валовая рентабельность автомобильного сегмента (Automotive gross margin) без учёта кредитов на выбросы CO2 составила в отчетном квартале 29,2% в сравнении с 28,8% в 3Q21. По итогам года маржинальность 27% против 21% в 2020 г. Adjusted EBITDA выросла в 2 раза до $11,6 млрд. FCF $5 млрд, тогда как в 2020 г. был $2,8 млрд. Скорректированная чистая прибыль взлетела в 3 раза до $7,6 млрд. Впервые накопленная non-GAAP прибыль за всё время существования вышла в 0. В 2021 г. EPS $6,78 против $2,24 за 2020 г.