продолжение
— Новые затраты повлияют на ваши дивиденды?
— Не должны. Мы же строим не только за счет собственных средств, но и привлекаем кредитные. В этом году, несмотря на масштабные капвложения, мы заплатили рекордную сумму дивидендов и, считаю, грамотно спланировали финансовую политику для того, чтобы без больших издержек можно было реализовать эти проекты.
— Может ли из-за ситуации на мировом нефтяном рынке упасть грузооборот и, соответственно, ваши доходы?
— Наш грузопоток остается стабильным последние пять-шесть лет. В этом году мы ожидаем прокачки на уровне около 463 млн тонн. Возможно, снизятся поставки на экспорт, но они будут компенсированы прокачкой внутри страны. В целом мы никаких серьезных потрясений в связи с санкционными ограничениями не испытали, у нас система позволяет гибко реагировать на любые вызовы, перераспределять потоки и налаживать работу.
— Но из-за санкций обострился вопрос импортозамещения. В какой мере удалось его решить?
— Процесс импортозамещения мы начали еще задолго до первых ограничений в отношении России. Соответствующая программа «Транснефти» из 29 пунктов была утверждена еще 12 лет назад. И на сегодня все они реализованы. Так что сейчас 96% потребностей системы компании обеспечиваются за счет отечественной продукции. Я уже упоминал заводы по производству магистральных насосов и комплектующих в Челябинске. И мы продолжаем там расширение ассортимента. Сейчас совместно с группой «Синара» на РЭД начался выпуск приводов и двигателей для локомотивов. Первые модели уже проходят испытания, а в ближайшей перспективе начнется работа над двигателями для скоростных пассажирских поездов.
Другой пример — противотурбулентная присадка, которая позволяла увеличить объемы прокачки нефти. Ее мы долгое время покупали в США. Теперь же ее производит наше предприятие в Татарстане. Мы полностью обеспечиваем себя этим продуктом, также им пользуется и Каспийский трубопроводный консорциум.
— Еще одним серьезным вопросом, который давно обсуждается, является усиление контроля за качеством нефти. Что делается в этой области?
— Обеспечение безопасной работы системы — наша первостепенная задача. И для ее решения мы реализовали целый комплекс мер. Одна из них — внедрение в конце прошлого года Единой лабораторной информационной системы в 101 из 103 химико-аналитических лабораторий. Это позволило цифровизировать процесс основной деятельности лабораторий, повысить прозрачность проводимых работ и их унификацию, а также исключить человеческий фактор. Также в прошлом году мы ввели 28 дублирующих блоков измерения показателей качества принимаемой от грузоотправителей нефти. Все они оснащены поточными средствами измерения плотности и массовой доли воды, а также позволяют производить отбор дублирующих проб в ручном и автоматическом режиме. Помимо этого «Транснефть» совместно с нашим НИИ и рядом компаний проводит работу по испытанию и выбору поточного анализатора органических хлоридов в нефти.
Усиливаются и другие направления. Так, с марта 2020 года мы вели работу с нефтекомпаниями по разработке и согласованию внедрения процедуры операционного контроля качества нефти до момента сдачи грузоотправителем сырья в нашу систему. На сегодня такой контроль обеспечен на 105 из 139 перекачивающих станций наших потребителей.
— «Транснефть» инвестирует средства не только в свое развитие, но и финансирует в рамках благотворительной программы многие социально и культурно значимые проекты. Как вы выбираете объекты, нуждающиеся в помощи?
— Прежде всего мы заботимся о потребностях всех более 120 тыс. специалистов, работающих в разных регионах страны. Особенно это важно в отдаленных и сложных районах. Например, в Якутии мы закупили мобильные поликлиники на базе «КамАЗов», снабженные всем необходимым медицинским оборудованием, приборами и препаратами. На них медики выезжают по специальным маршрутам, проводят диспансеризацию и наших сотрудников, и местного населения. Это действительно помогает облегчить людям жизнь. Еще два таких комплекса мы передали на баланс администрации в Тульской области.
Второе большое направление — образование. За прошедшие пять лет мы оказали поддержку на сумму свыше 3 млрд руб. более чем 700 общеобразовательным учреждениям. Это капитальный ремонт либо строительство новых зданий, оснащение их современной техникой. Помимо этого у нас есть семь опорных вузов, в которых существуют наши кафедры, готовящие специалистов для компании.
Отдельная тема — массовый спорт. Не так давно возведен целый ряд спортивных и оздоровительных объектов в Новом Уренгое, стадион в Саратове, спортивно-оздоровительный комплекс сооружается в Самарской области. За последнее время мы построили десятки ФАПов — фельдшерско-акушерских пунктов. Этим летом завершен капитальный ремонт одного из корпусов Морозовской детской клинической больницы в Москве, который осуществлялся при финансовой и производственной поддержке «Транснефти».
Не забываем и о культуре. «Транснефть» уже долгое время является одним из генеральных спонсоров Государственной Третьяковской галереи, поддерживает Музеи Московского Кремля. Там мы помогаем с реставрацией кремлевского Успенского собора. Также компания софинансировала возведение знаменитого Ржевского мемориала Советскому солдату. Сейчас особенно важно сохранять нашу военную историю. Для этого мы переиздали порядка 10 тыс. комплектов советско-американского документального фильма «Неизвестная война». Он вышел в 1976 году на русском и английском языках — 18 часов уникальной хроники, но после распада СССР был забыт.
Более десяти лет мы помогаем изданию уникальной книжной серии «Литературные памятники». Кроме того, с нашей помощью вышел в свет 40-томный Лицевой летописный свод Ивана Грозного. Эти книги мы передали в 93 национальные библиотеки мира. Помимо этого компания поддержала выпуск шеститомной академической «Всемирной истории». В настоящее время при участии ПАО «Транснефть» ведется масштабная работа по созданию историко-археологического парка при музее-заповеднике «Херсонес Таврический». В общей сложности за последние пять лет на поддержку науки и культуры нами направлено порядка 60 млрд руб.
www.kommersant.ru/doc/6124078