greedy_gnom, про зарю железных дорог не верно
Когда при Александре II встал вопрос, что Россия на десятилетия отстала по железным дорогам, ...
any_to_real, 17 марта 1891 года император Александр III поручил своему сыну Николаю Алексеевичу, будущему императору Николаю II, «приступить к постройке сплошной через всю Сибирь, железной дороги, имеющей целью соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений». Торжественная церемония начала строительства дороги прошла 31 мая 1891 года близ Владивостока. Завершилось строительство Транссибирской магистрали 18 октября (5 октября по старому стилю) 1916 года со сдачей в эксплуатацию трехкилометрового моста через Амур рядом с Хабаровском.
1 февраля 1842 года императором Николаем I был подписан указ о сооружении железной дороги Санкт-Петербург — Москва протяженностью 650 км. 13 ноября 1851 года состоялось ее официальное открытие. Ровно в 11 ч 15 мин. из Петербурга в Москву отправился первый пассажирский поезд, который пробыл в пути 21 ч 45 мин. Первое время между Петербургом и Москвой курсировали два пассажирских и четыре товарных поезда. При строительстве линии была выбрана ширина колеи в 1 тыс. 524 мм (5 футов) — впоследствии она стала стандартом на железных дорогах России (с 1980-х годов железные дороги в СССР были переведены на совместимую колею 1 тыс. 520 мм).
Короли железных дорог: как обогащались на госконтрактах дореволюционные предприниматели
megaplan.ru/blog/management/koroli-zheleznyh-dorog/
вот небольшая цитата из статьи
Причем чтобы переманить ценного кадра на госслужбу с гораздо более скромной зарплатой, Александр III доплачивал Витте из своих личных средств.
Ему предстояло иметь дело с сетью направлений, построенных разными частными объединениями. У всех этих веток были разные тарифы, правила и логистика. И первые крупные успехи Витте были именно в наведении порядка. Он уже давно изучал вопросы тарифообразования и смог предложить удобную единую систему. А еще наладить расписание перевозок так, чтобы вагоны не скапливались на станциях и грузы не простаивали. ...