Минэнерго рассчитывает сохранить объем экспорта угля на уровне 2024 года, первые антикризисные меры для угольной отрасли позволили снизить стоимость перевалки угля в портах в 2.5 раза
Авто-репост. Читать в блоге >>>
Число акций ао | 666 млн |
Номинал ао | 0.004 руб |
Тикер ао |
|
Капит-я | 144,7 млрд |
Выручка | 160,6 млрд |
EBITDA | 8,1 млрд |
Прибыль | -11,8 млрд |
Дивиденд ао | – |
P/E | -12,3 |
P/S | 0,9 |
P/BV | 0,8 |
EV/EBITDA | 16,8 |
Див.доход ао | 0,0% |
Распадская Календарь Акционеров | |
Прошедшие события Добавить событие |
Минэнерго рассчитывает сохранить объем экспорта угля на уровне 2024 года, первые антикризисные меры для угольной отрасли позволили снизить стоимость перевалки угля в портах в 2.5 раза
Минтранс в письме замминистра Алексея Шило к Минэнерго от 19 мая сообщил, что угольные компании заявляют объемы перевозок в порты Северо-Запада и Юга, которые многократно превышают утвержденный финансовый план РЖД на 2025 год. Так, с января по апрель заявки на перевозку угля в порты Северо-Запада составили 38,4 млн тонн — на 19,5 млн тонн выше плана, на порты Юга — 31,2 млн тонн, что на 23,1 млн тонн превышает план. Это свидетельствует, по мнению Минтранса, что экономика перевозок в этих направлениях складывается без дополнительных скидок.
Президент России Владимир Путин поддержал предложение вице-премьера Александра Новака о введении скидок в размере 12,8% на экспорт угля по Северо-Западному и Южному направлениям и возврате понижающих коэффициентов до конца года. Однако Минтранс и РЖД воздержались от комментариев.
Угольщики и эксперты сомневаются в аргументах Минтранса: по их словам, поданные заявки значительно превышают реально перевезенные объемы — около половины заявок РЖД не исполняет, что говорит о неустойчивом спросе. Более того, скидки планируются только для энергетического угля, но письмо этого не уточняет.
В том числе, на экспорт отгружено 35,4 млн тонн угля, что на 1% меньше, чем в январе-апреле 2024 года. Согласно сообщению, в восточном направлении отгрузка составила 18,9 млн тонн (на 1,7% больше, чем в 2024 году), в северо-западном — 10,7 млн тонн (снижение на 18,1%), в южном — 5,2 млн тонн (рост на 68,7%).
Всего потребителям за четыре месяца железнодорожным транспортом было отгружено 57,9 млн тонн угля (снижение на 5,2%).
Переработка угля на предприятиях углепрома Кузбасса (включая обогатительные фабрики, сезонные обогатительные установки и дробильно-сортировочные установки) за отчетный период сократилась на 11% и составила 49,9 млн тонн. Отмечается, что перерабатывается 75% добытого угля.
Численность работников, занятых непосредственно добычей и переработкой угля, составила 95 тысяч человек, что на 2 тысячи меньше, чем годом ранее. «Указанная численность не включает персонал вспомогательных производств», — отмечает министерство.
www.interfax.ru/russia/1026600
Сектор: Добыча угля и потребляемого топлива
Последний обзор по компании Распадская я делал 15 февраля, тогда акции стоили 285 ₽ и я ожидал падения к ~210. В апрели акции Распадская падали до 215 ₽ (🎯), сейчас торгуются по 236 ₽, всё время падали, как я и ожидал в прошлом обзоре. Давайте посмотрим, чего ждать дальше.
📈Основные метрики
▪️ Капитализация: 1,94B$
▪️ P/E — отр. значение, компания убыточна
▪️ P/S — 0.98
▪️P/B — 0.83
▪️EPS — минус 17.69 ₽
▪️EBITDA — 7,9B р.
▪️EV/EBITDA — 19.87
ℹ️ По сравнению с прошлым обзором компания ушла в убыток. Отчет за 2024 год вышел, его и будем разбирать.
«О временном запрете деятельности: 12 мая 2025 года на выемку угля из лавы №25-100 АО „СУЭК-Кузбасс“ Шахта им. С. М. Кирова за пылевзрывоопасное состояние горной выработки, эксплуатацию очистного комбайна с неисправной системой взрывозащитного орошения, эксплуатацию датчиков контроля метана в неисправном состоянии, несоблюдение требований документации по проведению и креплению горной выработки. В настоящий момент работы приостановлены Ростехнадзором», — написал Виль.
Он добавил, что также приостановлена выемка угля в лаве №1305 и эксплуатация ленточного конвейера в конвейерном штреке №1305 на шахтоучастке «Октябрьский» за превышение допустимой концентрации метана в горной выработке, отсутствие корректировки документации по проведению и креплению выемочного участка в части параметров дегазации в связи с повышением газообильности очистного забоя, нарушения при эксплуатации системы аэрогазового контроля, нарушение взрывобезопасности электрооборудования.
tass.ru/ekonomika/23947507
Президент Владимир Путин одобрил пакет мер, предложенных вице-премьером Александром Новаком по поддержке угольной отрасли. Во-первых, РЖД предоставит угольным компаниям скидку 12,8% на экспортные перевозки в западные и южные порты до конца 2025 года. Также вернутся понижающие коэффициенты к тарифам — 0,4 и 0,895, что даст дополнительную экономию. Чтобы компенсировать потери РЖД, бюджет выделит субсидии. Во-вторых, планируется заключить соглашения о гарантированном вывозе угля из Хакасии на восток. А для проблемных предприятийВЭБ.РФ создаст механизм реструктуризации: перспективные компании получат санацию, безнадёжные — банкротство. Кроме того, обсуждается отсрочка по налогам и переговоры с Китаем и Индией об отмене пошлин на российский уголь.
Такие меры поддержки еще раз говорят о том, что в угольной отрасли происходит глубокий кризис, так как и цены на уголь держатся на низких отметках, и есть существенные логистические сложности с вывозом продукции на восток из-за ограничений пропускной способности российских железных дорог. Угольщики стали работать в убыток, в прошлом году отрасль потеряла 112 млрд рублей из-за санкций, высоких логистических затрат и падения цен. Без поддержки под угрозой оказались 30 шахт с добычей 30 млн тонн в год.
«Мы тоже готовы в Малайзию поставлять угля больше. Опять же, эта работа идет российских компаний, малайзийских компаний», — сказал он.
Цивилев отметил, что это предложение поддерживается с обеих сторон. «Мы будем им всячески помогать», — добавил он.
По итогам 2023 года экспорт угля из РФ в Малайзию составил 3,2 млн тонн, говорил Цивилев в интервью ТАСС.
tass.ru/ekonomika/23941279
Угольная отрасль в России переживает системный кризис: экспортные цены падают, налоговые поступления сокращаются, а запросы на субсидии растут. Несмотря на рост добычи на 3% в I квартале 2025 года (до 111 млн тонн), текущая модель развития устарела. Занятость в отрасли составляет всего 150 тыс. человек, что несопоставимо с поддержкой, которую требует сектор.
Государство с 2006 по 2022 год субсидировало угольные железнодорожные перевозки на сумму 2,4 трлн рублей, в основном ради экспорта. При этом владельцы компаний не предлагают системных изменений, и дотации не приносят стране синергии.
Возможные направления развития отрасли:
Арктический путь: расширение перевозок угля по рекам (Обь, Лена, Енисей) с выходом на Северный морской путь. Цель — снизить нагрузку на железные дороги и удешевить логистику.
Синтетическое топливо: технологии переработки низкосортного угля в бензин и газ существуют, но требуют инвестиций от сотен миллиардов рублей и сроков окупаемости более 7 лет.
Ставки на предоставление вагонов под перевозку угля в апреле 2025 года снизились почти на 15%, достигнув 2,21 тыс. руб. в сутки — это минимум с начала 2023 года. Причина — удешевление угля за рубежом и снижение объемов экспорта. Объем перевозок угля по сети РЖД в апреле упал на 6,7% год к году, особенно сильно — в северо-западном направлении (–22,3%).
Операторы полувагонов уже не в силах обеспечивать рентабельность: даже при бесплатном предоставлении подвижного состава экспорт энергетического угля останется убыточным. При текущих ставках 2 тыс. руб. в сутки и лизинговых расходах 3,1 тыс. руб. компании работают в минус. Потенциал для снижения затрат еще возможен в портах (до $3/т), но основной резерв — это возврат понижающих коэффициентов к тарифу или прямые субсидии от государства.
ОАО РЖД указывает, что перевозки угля на восток уже принесли компании убытки в 428 млрд руб. за 10 лет, а дополнительные преференции приведут к еще большим потерям. При этом дочерняя ФГК уже предоставила скидку в $5/т для западных направлений. Однако для системного эффекта рынку необходима масштабная поддержка на федеральном уровне.
Министр энергетики Цивилев: Тема вхождения Китая в СПГ-проекты в РФ обсуждается на российско-китайском саммите в Кремле — Интерфакс
Россия найдет других потребителей своей продукции, не только в области нефти и газа, если от нее откажется Евросоюз, обсуждающий очередные эмбарго, спрос в мире большой, заявил журналистам министр энергетики РФ Сергей Цивилев.
«Есть много потребителей, которые хотят брать эти продукцию. Мы считаем, что меры в виде санкций незаконны, контрпродуктивны, в том числе для жителей этих же стран, и мы уже видим какие последствия от этого образуются», — подчеркнул он.
tass.ru/ekonomika/23886895
www.interfax.ru/business/
«Программа повышения эффективности угольной отрасли полностью готова, практически со всеми согласована. Мы в ближайшее время ожидаем, после праздников, ее подписания», — заявил министр энергетики России Сергей Цивилев.
В I квартале 2025 года экспорт российского антрацита увеличился на 12% в годовом выражении — до 3,9 млн т, сообщается в обзоре агентства Argus. Лидером по поставкам остался «Сибантрацит», отправивший 2,1 млн т через Дальний Восток — в 5 раз больше, чем годом ранее. Основные отгрузки шли через порты Суходол, Ванино и Восточный, а также через погранпереходы с Китаем.
Новый игрок — «Коулстар» с разрезом «Богатырь» — экспортировал 240 тыс. т. В то же время «Мечел» снизил поставки в 4 раза — до 230 тыс. т. Южные порты нарастили отгрузки до 430 тыс. т (+72%), а через северо-запад отгрузки сократились в 2,6 раза — до 1 млн т из-за высоких фрахтов и крепкого рубля.
Цены на антрацит на базе FOB Черное море колебались в апреле в диапазоне $130–170 за тонну, на индийском рынке — $120–125 CFR. При этом антрацит составляет около 9% общего угольного экспорта России (17 млн т в 2024 г.) и 5% от добычи (21,8 млн т из 427 млн т).
Избыточные запасы угля и неблагоприятная для энергетического угля погода привели к снижению спроса на твердое топливо на азиатских рынках. В результате цены на российские угли на конец апреля достигли годовых минимумов. Стоимость угля на условиях FOB Восточный упала до $64,6 за тонну, что на 18,1% ниже, чем на начало года и на 24,5% меньше, чем год назад.
Достаточные запасы угля у ведущих импортеров, а также снижение внутренних цен в Китае продолжают оказывать давление на котировки. В Индии предпочтение по-прежнему отдается местному углю, что затрудняет реализацию российских поставок. Это приводит к рекордным убыткам, превышающим 500 рублей с тонны при экспорте энергетических углей.
Эксперты не ожидают роста цен и спроса на энергетические угли в ближайшее время. Восстановление может произойти только при экстремальных погодных явлениях, таких как аномальная жара или засуха, что приведет к росту спроса на угольную генерацию. Перспективы улучшения ситуации также зависят от сокращения добычи угля в других странах и повышения эффективности логистики.
Директор департамента угольной промышленности Минэнерго России Петр Бобылев в ходе рабочего визита в Индию принял участие в ряде мероприятий и двухсторонних встреч.
Сотрудничество двух стран в угольной промышленности развивается: с 2021 года заключен Меморандум о взаимопонимании между Минэнерго России и Минстали Индии о сотрудничестве в сфере коксующегося угля, который предполагает наращивание поставок до 40 млн тонн кокса к 2035 году.
На сегодняшний день Россия является одним из лидеров по объёмам поставок угля в Индию.
Российская сторона предложила меры для развития экспорта угля в Индию. Среди них — возможность заключить межправительственное соглашение о поддержке поставок российского коксующегося угля, а также зафиксировать объёмы поставок энергетического угля.
«Наши индийские коллеги высоко оценивают качество российского угля, который отвечает самым строгим стандартам. С учётом растущего спроса индийской сталелитейной отрасли на коксующийся уголь, видим большой потенциал в развитии российско-индийского взаимодействия в угольной сфере», – отметил представитель Минэнерго.
«Распадская» Совершение подконтрольной эмитенту организацией существенной сделки2. Содержание сообщения2.1. Лицо, которое совершило существе...
Вице-премьер России Александр Новак поручил проработать предложенные Минэнерго меры по повышению эффективности угольной отрасли с учётом дополнений от региональных властей, представителей отрасли и законодательных органов власти. Об этом говорится в сообщении правительства.
Сообщается, что Новак провел десятое заседание подкомиссии по повышению устойчивости финансового сектора и отдельных отраслей экономики, на котором обсудили ситуацию в угольной отрасли. Участники обсудили текущее состояние в угольной отрасли и меры по повышению её эффективности.
«Правительство держит на контроле ситуацию с социальной стабильностью в регионах угледобычи. Необходимо в случае необходимости принимать превентивные меры с точки зрения оценки текущей ситуации и прогноза на ближайшую перспективу. Президент всегда подчеркивает — мы должны действовать на опережение», — отметил Новак.
📉 Друзья, если раньше уголь считался чёрным золотом, то сегодня — это груз, который тянет всю отрасль ко дну. И хотя спрос в мире держится, российские угольщики оказались в самой сложной ситуации за последние 30 лет. Что пошло не так, и есть ли шансы выбраться — давайте разберемся без иллюзий.
❓ Почему доходы угольщиков рухнули, даже если спрос остался
💸 Цены на уголь — как энергетический, так и коксующийся — обрушились. Вернулись к уровням 2021-го и даже 2017-го годов. Причём дело не в снижении интереса к ресурсу: потребление в мире остаётся стабильным, а некоторые рынки — вроде Вьетнама — даже растут. Проблема в другом: предложение превысило спрос, и рынок не выдержал.
🌐 Для России ситуация усугубляется внешними и внутренними ограничениями одновременно. ЕС и G7 отказались от нашего угля — а это сразу минус 50 миллионов тонн экспортных объемов. Перестроить поставки на восток быстро не вышло: логистика не справляется, а тарифы РЖД продолжают расти. Плюс добавим пошлины, ограниченные квоты и слабую внутреннюю потребность — и получаем идеальную бурю для отрасли.
Александр Новак провел заседание подкомиссии по повышению устойчивости финансового сектора и отдельных отраслей экономики
Участники обсудили текущее состояние в угольной отрасли и меры по повышению ее эффективности. Главы угледобывающих регионов доложили о ситуации.
Вице-премьер поручил проработать предложенные Минэнерго меры по повышению эффективности угольной отрасли с учетом дополнений от региональных властей, представителей отрасли и законодательных органов власти.
Федеральному центру и регионам поручено выработать среднесрочные меры поддержки предприятий отрасли для сохранения их стабильной работы с учетом опыта их применения в период пандемии COVID-19. Особое внимание следует уделить вопросам безопасности в шахтах и разрезах.
t.me/government_rus
Публичное акционерное общество «Распадская», созданное в 1973 году, на сегодняшний день является одной из крупнейших угольных компаний России. Добывает коксующийся уголь.
Ориентир экспортной цены Распада является hard coking coal (FOB Australia)
Фьючерс: www.cmegroup.com/trading/energy/coal/fob-australia-premium-hard-coking-coal-tsi.html
Данные: https://www.argusmedia.com/metals-platform/price/assessment/coking-coal-premium-hard-fob-australia-low-vol-swaps-month-1-PA00152330601
Внутренняя цена: https://spimex.com/markets/energo/indexes/territorial/ (Индекс OTID, марка OOGJ)
Фьючерс на Сингапурской бирже, с поставкой Китай: https://ru.tradingview.com/symbols/SGX-CCF1!/
Фьючерс на Сингапурской бирже, с поставкой Австралия: https://ru.tradingview.com/symbols/SGX-ACF1!/
ПАО «Распадская» – единый производственно-территориальный комплекс по добыче и обогащению угля, расположенный в Кемеровской области Российской Федерации. ПАО «Распадская» имеет лицензии на ведение горных работ на территории обширного угольного месторождения к юго-западу от Томусинского участка Кузнецкого угольного бассейна, который обеспечивает три четверти добычи коксующегося угля в России.