Коммерческие облигации (КО) — это долговые ценные бумаги, которые предусматривают упрощенную процедуру эмиссии. Это означает, что такие облигации имеют ряд характерных особенностей:
👉Идентификационный номер выпуску присваивает не биржа, а Национальный расчетный депозитарий (НРД).
👉Размещение происходит только по закрытой подписке.
👉Обращаются бумаги только на внебиржевом рынке.
👉Для получения идентификационного номера выпуска коммерческих облигаций эмитенту не требуется предоставлять в НРД проспект облигаций.
👉Для выпуска не требуется наличие ПВО (представителя владельцев облигаций).
Хотя КО — самый молодой инструмент на российском рынке (в Законе о рынке ценных бумаг такое понятие появилось в августе 2015 года, но первый выпуск и первая программа коммерческих облигаций были зарегистрированы только год спустя, в августе 2016-го), по своей сути этот инструмент очень хорошо знаком российским компаниям, банкам и крупным инвесторам.
Считается, что прототипом КО стали два инструмента — российский вексель и иностранная еврокоммерческая бумага — Еurocommercial paper (ECP)
По сути коммерческие облигации — это точно такое же обязательство для компании, как и привычные большинству инвесторов биржевые облигации. Даже с учетом некоторых ограничений (например, возможность размещения только по закрытой подписке среди заранее определенного круга инвесторов, число которых без учета квалифицированных инвесторов не должно превышать 150), у коммерческих облигаций есть ряд очевидных преимуществ для эмитента:
Облегченная процедура подготовки выпуска: компании не нужно проходить процедуру листинга на бирже и регистрировать проспект ценных бумаг.
Сжатые сроки эмиссии: на присвоение регистрационного номера программе/выпуску уходит 1–2 дня. А общий срок подготовки и размещения коммерческих облигаций занимает 1-1.5 месяца.
Низкие расходы на подготовку и размещение выпуска: эмитент существенно экономит на инфраструктурных издержках за счет отсутствия расходов на допуск к обращению на организованных торгах и поддержание ценных бумаг в листинге.
Однако, несмотря на солидный список плюсов, пока этот инструмент не получил широкого распространения среди крупных российских компаний. За пять лет, прошедших с момента запуска коммерческих облигаций, эмитентов таких бумаг среди хорошо известных частному инвестору заемщиков можно пересчитать по пальцам одной руки. К примеру, в 2017–2018 годах два оператора большой тройки — «Мегафон» и МТС — с разницей в один год разместили дебютные выпуски коммерческих облигаций на блокчейне. В обоих случаях выпуски размещались в пользу крупных банков-партнеров и фактически были заменой кредита для компаний.
Сегодня крупные корпорации могут выпускать коммерческие облигации (КО), чтобы:
👉быстро закрыть разрывы ликвидности;
👉использовать этот инструмент для сложных сделок по обмену активами или M&A;
👉предложить крупному клиенту индивидуальные финансовые условия;
👉произвести внутригрупповые расчеты.
Иногда эмитентами коммерческих облигаций становятся и крупные банки.
Например, в прошлом году Сбербанк зарегистрировал бессрочную программу коммерческих облигаций объемом 250 млрд рублей и разместил дебютный выпуск на 100 млн руб. по ставке 6.75% годовых.
Для банка сделать короткий выпуск коммерческих облигаций дешевле и быстрее, чем размещать биржевые бонды. Кроме того, в отличие от депозитов, ставки по КО не регулирует ЦБ. А для клиентов такие инструменты могут являться своего рода заменой вклада.
Хотя среди эмитентов первого-второго эшелонов коммерческие облигации пока особо не прижились, свое место на рынке и своего инвестора они, похоже, все же нашли. Сегодня размещение коммерческих облигаций — это самый простой и дешевый способ выйти на рынок для начинающих эмитентов — компаний малой капитализации. Как правило, это заемщики, которые только начинают строить свою публичную кредитную историю и хотят привлечь у инвесторов на рынке средства на развитие бизнеса. Средний объем такого выпуска не превышает 100 млн руб., ставки привлечения варьируются от 14 до 20% годовых, а потенциальными покупателями таких бумаг становятся в первую очередь розничные инвесторы.
Сегодня частному инвестору доступно уже больше 30 выпусков коммерческих облигаций малых компаний. А общий объем этих бумаг в обращении превышает 2.9 млрд руб.