до конца 2025 года с рынка могут уйти до 15% автоперевозчиков,
говорится в обзоре ПЭК и M.A.Research
www.vedomosti.ru/business/articles/2025/10/09/1145415-rinok-gruzovih-avtoperevozok-pereshel-k-stagnatsii
Причина: падение ставок (порядка 8%).
Снижение тарифов, в свою очередь, связано с замедлением экономики, падением потребительского спроса и строительной активности, а также с ростом доли перевозок собственным транспортом, достигшей сейчас 33%.
В итоге, несмотря на увеличение физических объемов перевозок на 3,5%, выручка упала на 5% в первом полугодии 2025 года.
❔ К сожалению, исследование, хотя и было опубликовано всего несколько дней назад, не освещает существенные изменения. Видится, как минимум, 2 таких момента:
1) как скажется на отрасли задержка фур на границе?
2) как скажется изменение условий УСН?
🛑 Момент 1 вкратце: с мая 2025 года наблюдаются задержки фур на границе, а активные проверки начались после 15 сентября. При этом только на одном переходе скопилось уже 10 тысяч грузовых автомобилей. logirus.ru/news/transport/probka_v_2-3_nedeli_dostyk_prakticheski_paralizovan.html
Задержка доставки составляет 2-3 недели, а по некоторым данным – свыше месяца.
Кто-то связывает ужесточение таможенных процедур с борьбой с серым импортом, кто-то – с оформлением виз для водителей, кто-то – с противодействием ввозу товаров двойного назначения, т.е. с санкциями… Кстати, может, кто-то знает достоверную причину?
💵 Момент 2 вкратце будет, полагаю, понятен всем после того, как озвучу, что порядка 70% перевозчиков – это ИП. Наверняка, основная часть из них на УСН. А, как известно, налоговое бремя на УСН предполагается существенно повысить всего через 2.5 месяца.
😉 Те, кто непосредственно в отрасли, наверняка могут подсказать и другие нюансы
Да, кстати, представитель отрасли – АО «Монополия», разместившая на бирже несколько выпусков своих облигаций, уже подсветила, наоборот, несколько позитивных точек. Снижение доступного автопарка и корректировка ключевой ставки ЦБ способствует росту тарифов. И по внутрироссийским направлениям в сентябре ставки выросли на 9% в годовом исчислении и на 4% в месячном. Кроме того, осенью наблюдается подорожание перевозок, а IV квартал – это пик перевозок в преддверии новогодних праздников.
Аналитики же считают, что по итогам года выручка сектора вырастет, однако прибавка будет всего порядка 1% к 2024 году, до 2,63 трлн руб. (сравните: за 2024 год выручка сектора выросла на 13%, до 2,61 трлн руб.).
💰 Чем же это грозит нам?
На рынке обращаются облигации:
🚛 АО «Монополия», 7 выпусков, самый дальний RU000A109S83, кредитный рейтинг: BBB(RU) от АКРА
smart-lab.ru/bonds/monopoly
🚛 ООО «РегионСпецТранс», 1 выпуск RU000A109NM3, кредитный рейтинг: ruBBB- «стабильный» от ЭкспертРА
smart-lab.ru/bonds/regionspeztrans
🚛 ООО «СибАвтоТранс», 6 выпусков, самый дальний RU000A10A1U9, кредитный рейтинг BB «стабильный» от НРА
smart-lab.ru/bonds/sibautotrans
Рейтинги, как видим, довольно высокие. Но давайте распакуем, что внутри. Например, АО«Монополия», которая имеет наибольший рейтинг из перечисленных. Данные МСФО за 2024 год
www.e-disclosure.ru/portal/FileLoad.ashx?Fileid=1877655:
💹 Выручка: ₽ 60,2 млрд (+14,9% г/г), но перевозки собственным автопарком упали 🔻 на -5,2% до ₽ 9,9 млрд.
🔻EBITDA: ₽ 2,73 млрд ₽ (-22% г/г), перевозки собственным автопарком — отрицательная EBITDA ₽-0,85 млрд.
🔻Чистый убыток: ₽ 3,42 млрд
❗ Кредиты и займы: ₽ 11,6 млрд VS Собств. капитал: ₽ 2,7 млрд.
❗ Чистый долг / EBITDA: 4,9х на 31.12.2024 VS 3,9х на 31.12.2023.
⭐️ Достаточна ли премия за риск в таких облигациях – решает сам, ведь изложенное не является инвестиционной рекомендацией.
⁉️ Если что не так, можно обсудить. Всем добра!