Средний размер выданных автокредитов в июне 2025 года увеличился на 3% по сравнению с маем и составил 1,31 млн рублей ( в мае — 1,27 млн рублей), сообщили ТАСС в пресс-службе Национального бюро кредитных историй (НБКИ) со ссылкой на данные кредиторов, передающих сведения в бюро.
По данным НБКИ, по сравнению с аналогичным периодом 2024 года средний чек выданных автокредитов в июне 2025 года, наоборот, сократился — на 10,6% (в июне 2024 года - 1,47 млн рублей).
Источник: tass.ru/ekonomika/24672333
На фоне слабого спроса и экономической нестабильности дилеры в России начали масштабную оптимизацию. Только за второй квартал 2025 года количество шоурумов снизилось на 137, а число дилерских контрактов — на 183. По оценке экспертов, к концу года может закрыться до 20% автосалонов, в основном в крупных городах.
Компании избавляются от убыточных направлений, закрывают малорентабельные франшизы и салоны, где продажи не превышают нескольких машин в месяц. Среди пострадавших — как массовые бренды, так и люксовые: «Автодом» закрыл шоурум Lamborghini в «Москва-Сити», «Борисхоф» вышел с рынка автомобилей с пробегом.
Помимо сокращений, идет перестройка бизнес-модели. Вместо классической схемы покупки и перепродажи авто дилеры, как «Рольф», переходят к цифровым решениям — выступая посредниками между продавцами и покупателями. Развитие онлайн-продаж и конкуренция с новыми игроками также подталкивают к уходу от традиционного формата.
Экономист и общественник Валерий Корнеев (https://t.me/universalizmkorneeva):
ЦБ доохлаждал экономику до заморозки (https://t.me/ejdailyru/343027) автопроизводства (https://t.me/ejdailyru/342858).
Сокращение рабочих дней на АвтоВАЗе, КАМАЗе и других автопроизводителях ожидалось. (https://t.me/ejdailyru/342050) Переполнение складов автомобилей, причём всех автоконцернов, включая китайские, началось уже в начале года. И вызвано оно как увеличением финансовой нагрузки на самих, в первую очередь, российских автопроизводителей, так и сокращением спроса на автокредиты, и всё из-за скачка ставки ЦБ до 21%, сокращения льготных госпрограмм и ужесточения требований банков к автозаёмщикам. Всё это вместе сформировали условия «идеального шторма» на авторынке.
Китайским автопроизводителям приходится немного легче, так как их производственные программы финансируются из китайской финансовой системы совсем по другим ставкам. Но и они вынуждены давать большие скидки на свои автомобили в России, пытаясь удержать уровень продаж.
Количество выданных автокредитов во II квартале 2025 года сократилось на 43,2% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года и составило 253,3 тыс. (в 2024 году - 446,2 тыс.), сообщили ТАСС в пресс-службе Национального бюро кредитных историй (НБКИ) со ссылкой на данные кредиторов, передающих сведения в бюро.
По данным НБКИ, по сравнению с предыдущим кварталом количество выданных автокредитов во II квартале 20255 года, наоборот, увеличилось на 22,5% (в I квартале — 206,7 тыс.).
Среди регионов РФ наибольшее количество выданных автокредитов во II квартале 2025 года было отмечено в Московской области (16,58 тыс.), Москве (16,4 тыс.), Республике Татарстан (104,2 тыс.), Санкт-Петербурге (1,92 тыс.) и Краснодарском крае (11,58 тыс.).
Это первый в России автопродукт, который позволяет клиентам гибко управлять своим страховым покрытием.
Ключевые преимущества подписки:
(1) Доступный платеж (не требуется сразу оплачивать всю стоимость полиса, при этом клиент получает сразу полную страховую защиту)
(2) Удобный период
(3) Автоматическое продление полиса
(4) Возможность приостановки в любой момент через личный кабинет или мобильное приложение
(5) Фиксированная цена на 1,5 года (при непрерывной подписке)
(6) Защита от влияния инфляции и других внешних факторов
(7) Гибкие условия оплаты (для каско: ежемесячное или ежеквартальное списание, для ОСАГО: ежеквартальное списание).
«Мы создали продукт, который отвечает современным потребностям клиентов. Подписка на автострахование — это удобство, гибкость и уверенность в завтрашнем дне. Клиенты могут легко управлять своим страховым покрытием, не беспокоясь о своевременном продлении полиса», — отметила вице-президент Группы Ренессанс страхование Алия Валиуллина.
«По данным Российского союза автостраховщиков, средняя премия по годовым полисам ОСАГО по итогам первого полугодия 2025 года составила 7 278 рублей, что на 5% ниже, чем средняя премия по обязательной „автогражданке“ за первое полугодие 2024 года», — говорится в сообщении.
Президент РСА Евгений Уфимцев сообщил, что средняя выплата по годовым полисам ОСАГО показала рост на 16,6% за этот же период и составила 110 230 рублей, в первом полугодии 2024 года средняя выплата по годовым полисам ОСАГО составляла 94 513 руб.
В союзе также отметили, что средняя премия в июне 2025 года по годовым полисам ОСАГО составила 7 184 рубля (-4,8%), а средняя выплата в минувшем месяце составила 115 802 рубля (+16,4%).
«Несмотря на колебания по ценам на рынке автозапчастей и значительный рост средней выплаты, страховщикам удается успешно сдерживать рост средней премии. За первые шесть месяцев 2025 года средняя стоимость годового полиса ОСАГО снизилась на 5% по сравнению с прошлым годом и составила всего 7 278 руб.
Повышение утильсбора на автомобили это благо для экономики России, одно из немногих действий по структурным изменениям экономики, которые видят немногие опытные экономисты. А о блогерах у которых горизонт видимости одна неделя говорить не приходится.
Импорт автомобилей в Россию снизился в три раза, меньше стали наводнять автохламом: за первое полугодие 2025 года в страну ввезли 149,3 тыс. новых легковых автомобилей против 408,5 тыс. за аналогичный период прошлого года, по данным «Автостата».
Здесь не важно сколько сейчас получило государство в бюджет виде поступлений от утильсбора, а какие цели ставит перед собой. Трамп говорит о переводе производств снова в США и это считается блогерами таким естественным и мудрым решением, когда санкции США распространились и на врагов и на друзей.
Утильсбор тоже санкция, но большинство осуждают и не понимают ни хрена, что в прочем не удивительно для неудачников.
Повышение утильсбора обернулось потерями для бюджета
Импорт автомобилей в Россию рухнул в три раза: за первое полугодие 2025 года в страну ввезли 149,3 тыс. новых легковых автомобилей против 408,5 тыс. за аналогичный период прошлого года, сообщает «Автостат». При этом за шесть месяцев государство получило 99,6 млрд рублей в виде утилизационного сбора за ввоз импортных машин.
Однако при сохранении прежних ставок утильсбора и объёмов импорта на уровне 2024 года бюджет мог бы получить 122,8 млрд рублей, подсчитал экономист Иван Антропов. Он отмечает, что из-за дополнительных поборов, введённых в интересах АвтоВАЗа, государство недополучило более 23 млрд рублей. В проигрыше оказались абсолютно все.
Владимир Левченко (https://t.me/levchenko_vladimir)
Каждый год — одни и те же заголовки: «эксперты предсказали падение рынка», «российскому рынку предстоит падение», «автодилеры не ждут роста продаж».
Такие заголовки формируют инфошум, который у неопытного инвестора вызывает ощущение системного краха сектора. Однако анализ официальной финансовой отчётности показывает, что основные проблемы отрасли — не в спросе и не в структуре рынка, а в стоимости заёмного капитала.
Действительно ли это так?
С 2022 по 2024 год выручка в отрасли торговли автомобилями (ОКВЭД 45.1) выросла почти на 90% — с 1.46 до 2.78 трлн рублей. Это говорит о восстановлении объёмов продаж и стабильном обороте, несмотря на макроэкономическую нестабильность.
Однако за тот же период чистая прибыль упала почти в 5 раз — с 54 до 10 млрд рублей.
Причина — не в падении спроса и не в снижении маржинальности, а в резком росте процентных расходов на фоне высокой ключевой ставки ЦБ.

При этом чистая прибыль сокращается, а долговая нагрузка увеличивается. Это свидетельствует не о деградации спроса, а о повышенной чувствительности отрасли к ключевой ставке Банка России. В 2020 году расходы на обслуживание долга составляли ~30% от чистой прибыли. В 2024 году — в 6 раз больше, чем сама прибыль.
«Введение сокращенной рабочей недели в этих условиях позволяет заводу сохранить рабочие места, адаптировав производственную программу под рыночную ситуацию, и организовать равномерную загрузку производств».
с 1 сентября 2025 года планируется повышение госпошлин в сфере транспорта. Соответствующий закон был принят во втором и третьем чтении депутатами Госдумы.
▪️Выдача национального водительского удостоверения подорожает в два раза: до 4 тысяч рублей для документа на пластиковой основе и до 6 тысяч рублей для документа нового поколения. Это касается как замены, так и первой выдачи.
▪️За выдачу международных прав россиянам придется заплатить 3,2 тысячи рублей вместо 1,6 тысячи.
▪️Пошлины за получение паспорта транспортного средства (ПТС) вырастет в полтора раза, до 1,2 тысячи рублей, а за выдачу свидетельства о регистрации транспортного средства — в три. Для документа на бумажной основе она достигнет 1,5 тысячи рублей, а на пластиковой основе нового поколения — 4,5 тысячи рублей.
▪️Выдача государственных регистрационных знаков на автомобили подорожает с 2 тысяч до 3 тысяч рублей, а также мотоциклы и прицепы повысятся с 1,5 тысячи до 2,25 тысячи рублей.
▪️Выдача металлических госзнаков «Транзит» для автомобилей также станет дороже. Пошлина повысится в полтора раза — с 1,6 тысячи до 2,4 тысячи рублей. Для бумажных же она увеличится до 300 рублей.
Речь идёт о рейтинге стран по объёму рынка тяжёлых грузовиков (https://t.me/truckmarkets/2467).

Тяжёлые грузовики полной массой от 14 тонн и выше
Тяжёлые грузовики — это инвестиционный товар. К тому же массовый. Поэтому рынки грузовиков и их динамика многое говорят о настроениях в экономике.
По итогам 2024 года российский рынок был четвёртым в мире по объёмам. По итогам первого полугодия 2025 года — только шестым.
Российская экономика замедляется. Причина проста: действия ЦБ привели к замедлению роста реальной денежной массы (= покупательной способности населения и предприятий). К концу года этот рост может прекратиться полностью.
Тогда своё место в мировых рейтингах начнёт терять уже экономика России в целом. Напомним, что пока экономика России по объёму ВВП (по ППС) занимает четвёртое место в мире по оценкам Всемирного банка и МВФ.
===
Телеграм: @m2econ
Навигатор: https://dzen.ru/a/ZPyf34uBfzz9x0pr
По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), количество выданных в России автомобильных кредитов в июне составило 88,5 тыс. шт., увеличившись к июню 2024 года более, чем на 41%. по сравнению с маем на 7,8%, но сократившись к июню 2024 года более, чем на 41%. Одновременно объём выданных автокредитов в июне вырос по сравнению с маем на 11,1%, до 116,1 млрд руб., а по сравнению с июнем 2024 года упал на 47,3%.
Как пишет Наталья Мильчакова, ведущий аналитик Freedom Finance, ключевая ставка ЦБ РФ в 1 полугодии 2024 года была значительно ниже текущей и составляла 16% годовых, поэтому спрос на кредиты, в том числе, и на автокредиты, был значительно выше. Кроме того, с середины 2024 года банки начали ужесточать требования к заёмщикам по автокредитам, отказывая в кредитовании всем гражданам, у которых показатель долговой нагрузки (ПДН) достиг 50% и более. Сокращение всех видов кредитования в этом году по сравнению с первой половиной прошлого 2024 года логично, так как до осени 2024 года и процентные ставки были ниже, и требования к заёмщикам либеральнее.
«Проект начался еще при французских акционерах и часть оснастки и пресс-форм заказывалась еще в то время. Поэтому там лого „Рено“. Перезаказывать новые пресс-формы только ради другого логотипа экономически нецелесообразно. Мы подтверждаем, что в номенклатуре деталей и компонентов, используемых для сборки Iskra, более 90% это российское производство и поставщики», — прокомментировали новость в «АвтоВАЗе».
Но, несмотря на уже потраченные 1,7 млрд долларов, существует лишь малая часть парка, что побуждает республиканцев настаивать на отмене оставшихся 1,3 млрд долларов финансирования. «Многомиллиардный парк электромобилей Байдена для Почтовой службы США затерялся в пути, и более миллиарда долларов уже потрачено на заказ новых», — заявил сенатор Джони Эрнст (республиканец от Айовы). «Я работаю над тем, чтобы отменить заказ и вернуть деньги отправителю, американскому народу».Ценовая конкуренция: Один из основных факторов, вызывающих падение цен — это жёсткая конкуренция, когда автопроизводители, стремясь захватить долю рынка, начинают снижать цены на автомобили.
Низкие цены: Некоторые автопроизводители, такие как BYD, активно снижают цены, что подрывает рынок и ведет к ещё большему давлению на конкурентов.