«Транснефть» является крупнейшей в мире трубопроводной компанией в области транспортировки нефти и нефтепродуктов.
В статье будут грубые прикидки и мысли в слух, так как предыдущие отчеты компания скрыла, а за 2023 год раскрыла только сокращенную промежуточную и ! неаудированную отчетность только за 9 месяцев:
Из нее мы видим, что Транснефть заработала 245,331 млрд чистой прибыли за 9 месяцев, что больше на 38,27% чем за 9 мес. в 2022 году.
Известно, что планировалось в 2023 г. прокачать 463 млн т нефти по своей системе магистральных нефтепроводов, а с 1 января 2023 года тарифы «Транснефти» на услуги по прокачке нефти повышены на 5,99% (с 1 января 2024 года в среднем еще на 7,2%), сами тарифы на транспортировку нефти по разным маршрутам сильно различаются, транзитных маршрутов у Транснефти приличное количество и на каждом свой тариф. Ставка тарифа определяется ФАС, как транспортировка 1 тонны нефти на 100 км.
На экспорт нефть и нефтепродукты отгружаются через морские порты Новороссийска (Краснодарский край, Черное море), Козьмина (Приморский край, Японское море), Приморска и Усть-Луги (Ленинградская область, Балтийское море).
У Транснефти было сильное 1е полугодие 2023 года и слабый по операционной прибыли III квартал (67,95 млрд руб.), хуже предыдущих процентов на 30, и это при хорошей выручки в 343,4 млрд рублей! Прочие доходы за 9 мес. выросли — влияние переоценки доли в НМТП, акции которого выросли за 2023 год в 2,5 раза!
Уставной капитал «Транснефти» разделен на 5,69 обыкновенных и 1,55 млн привилегированных акций номиналом 1 рубль. После дробления (в 100 раз) их количество составило 569 446 800 обыкновенных и 155 487 500 привилегированных акций номиналом 1 копейка (всего акций теперь 724 934 300 штук). Вся обычка принадлежат государству, на фонде торгуются только префы, размер дивов на акцию одинаковый.
На прибыль Транснефти оказывает влияние множество факторов — это и объем перекачки с тарифами, расходы компании на покупку нефти и нефтепродуктов, курсовые разницы, проценты от размещения денежных средств, финрасходы по обслуживанию долгов, переоценки и обесценивание и др… Поэтому прикинем на коленке несколько сценариев, а именно базовый и оптимистичный.
Мы помним, что по дивполитике на выплату дивов идет не менее 25% ЧП, но так как Транснефть госкомпания — то выплачивает 50% от чистой прибыли по МСФО.
Имеем, что за 9 месяцев Транснефть уже заработала на дивиденды 169,2 рубля (50% ЧП), цена акции сейчас 1584 рубля — выходит доха уже 10,68%. Прикинем в базовом сценарии прибыль за IV квартал чуть меньше IIIго — скорректируем до 59 млрд руб., итого за год тогда 304,33 млрд руб., а дивы 210 рублей, дд 13,25%. Оптимистичный сценарий с улучшением прибыли (+11,2 млрд руб) в IV кв. — 75 млрд руб. за IV кв., годовые дивы - 221 руб., дд 13,9%.
В итоге на коленке ориентируюсь по базе на 210 рублей (50% ЧП) дивидендов за 2023 год (P/E по базовому выходит 3.8) и, как говорят в народе: «дай думаю возьму пару штук». Интересно будет последить за рекомендацией СД, а закрытие реестра в последние пару лет было 19 и 20 июля, итого потенциальная доха 13,25% на горизонте 4,5 месяцев. К отсечке вполне допускаю рост акции к 1775 рублям.
Касательно уже этого года:
Тарифы на услуги «Транснефти» на прокачку нефти и нефтепродуктов с 1 января 2024 года повышаются в среднем на 7,2%. Ранее правительство утвердило ежегодный рост тарифов «Транснефти» на десять лет по принципу «инфляция минус 0,1%».
«Транснефть» инвестирует в комплексную реконструкцию Ачинской линейной производственно-диспетчерской станции (ЛПДС) для увеличения отгрузок нефти в восточном направлении. На конец 2023 г. вложения в реализацию проекта составили более 2,45 млрд рублей, всего планируется направить инвестиции в размере более 3,8 млрд рублей.
yaroslavM,
Транспортировка внутри страны (тарифы ФАС на 100 км) и на экспорт\хранение\портовые мощности, дополнительно — реализация (н-р, закупала у Роснефти и продавала в Китай)
Основные покупатели услуг — Роснефть, Лукойл, СНГ, Китайская нац. нефтяная корпорация и другие.
На транспортировку приходится порядка 70% выручки, в основном нефти, в малой доле нефтепродуктов.