ПАО «М.видео» (Группа М.Видео-Эльдорадо, «Компания» или «Группа»; МосБиржа: MVID), ведущая российская компания в сфере электронной коммерции и розничной торговли электроникой и бытовой техникой, сообщает операционные и аудированные консолидированные финансовые итоги, подготовленные в соответствии с Международными стандартами финансовой отчётности (МСФО) за год, закончившийся 31 декабря 2023 года.
КЛЮЧЕВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИТОГИ М.ВИДЕО-ЭЛЬДОРАДО ЗА 2023 ГОД
Главный исполнительный директор Группы М.Видео-Эльдорадо Сергей Ли:
«За последние два года наша компания успешно трансформировала бизнес-модель и в прошлом году показала уверенный рост по ключевым показателям бизнеса. По итогам 2023 года количество SKU бытовой техники и электроники, которые мы предлагаем в наших магазинах и онлайн каналах, достигло рекордного уровня, превысив 190 тысяч, что на 22% больше, чем в 2022 году. В IV квартале 2023 года мы также добились рекордного квартального GMV за всю историю Группы — он вырос на 43% год к году до 181,1 млрд рублей. В прошлом году мы открыли 62 новых магазина компактного формата и вышли в 15 новых городов, в 2024 году мы планируем продолжить экспансию и открыть ещё не менее 100 магазинов такого формата. Знаменательными для компании событиями стали ребрендинг и запуск нового формата кобрендинговых магазинов на базе Эльдорадо, усиленных брендом М.Видео. Итоги пилотного проекта показали позитивную динамику продаж и трафика, мы видим, что постоянные клиенты бренда М.Видео стали чаще использовать эти локации для покупок. Поэтому в 2024 году мы планируем продолжить наращивать количество таких кобрендинговых магазинов. Ещё одним важным проектом в 2024 году станет расширение зон М.Мастер — единого сервиса по обслуживанию и ремонту электроники и бытовой техники самых разных брендов и из любых магазинов. К середине года мы планируем открыть фирменные зоны „М.Мастер“ сразу в нескольких городах страны. Мы видим серьёзное преимущество в нашем комплексном сервисе, выступая главным экспертом по технике для наших клиентов».
Финансовый директор Группы М.Видео-Эльдорадо Анна Гарманова:
«В 2023 году компания достигла всех финансовых целей, которые ставила себе на год — обеспечить рост бизнеса, повысить его маржинальность, а также эффективность расходов и инвестиций. Это подтверждается рекордно высокой оборачиваемостью товарных запасов, достигнутой к концу года, минимальным уровнем операционных расходов за всю историю Группы М.Видео-Эльдорадо, а также возвращением показателя маржинальности по EBITDA к целевому диапазону. Так в 4 квартале компания получила чистую прибыль в размере 1,6 млрд рублей, по сравнению с 0,9 млрд рублей убытка за аналогичный период годом ранее. Высокие финансовые показатели, сопоставимые с доковидным периодом, позволили снизить долговую нагрузку ниже уровня последних двух лет и достичь 3,2х по показателю Net debt / EBITDA. Мы видим устойчивость нашей обновлённой бизнес-модели и ожидаем дальнейшего улучшения ключевых показателей, включая снижение долговой нагрузки, к концу 2024 года».
ВЫРУЧКА
Выручка Группы в 2023 году выросла на 7,9% год к году до 434,4 млрд руб. благодаря расширению ассортимента, инструментов и каналов продаж, открытию новых магазинов при одновременном продолжении восстановления спроса на бытовую технику и электронику. Среди ключевых драйверов роста можно отметить:
ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ
В 2023 году валовая маржа увеличилась на 0,4 п.п. до 21,0% на фоне роста доли высокомаржинальных сервисов в общих продажах, развития партнёрских отношений с поставщиками. Дополнительную поддержку валовой прибыли оказали внедрённые в 4 квартале 2023 года изменения программы лояльности, обеспечившие повышение сопоставимого среднего чека более чем на 25%, при сохранении проникновения программы лояльности на уровне более 90%.
КОММЕРЧЕСКИЕ, ОБЩЕХОЗЯЙСТВЕННЫЕ И АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РАСХОДЫ (SG&A)
В 2023 году в результате реализации программы операционной эффективности и контроля расходов Группа снизила долю SG&A к выручке до минимального уровня за все время деятельности Группы — 16,1% (-0,9 п.п. год к году или 70,0 млрд руб. Ключевыми факторами сокращения операционных расходов стали:
Расходы на амортизацию в отчётном периоде, несмотря на открытие более 60 новых магазинов, остались практически на уровне прошлого года, составив 11,8 млрд руб. по сравнению с 11,7 млрд руб. годом ранее на фоне сохраняющегося эффекта от ускоренной амортизации существенных инвестиций в ИТ 2020-2021 годов.
EBITDA
Показатель EBITDA Группы составил 21,5 млрд руб. по итогам 2023 года по сравнению с 14,4 млрд руб. годом ранее. EBITDA маржа увеличилась на 1,4 п.п. год к году и составила 4,95% в 2023 году вследствие одновременного роста валовой маржи и сокращения доли операционных расходов к выручке. При этом в 4 квартале 2023 года показатель EBITDA вырос на 91%, а EBITDA маржа — на 1,8 п.п. до 6,7%.
ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ/УБЫТОК
Чистый убыток Группы по итогам 2023 года снизился на 31% и составил 5,2 млрд руб. по сравнению с 7,6 млрд руб. убытка за 2022 год. Сокращение убытка произошло благодаря улучшению ключевых бизнес-показателей, которое было частично нивелировано ростом финансовых расходов и высоким уровнем отчислений на амортизацию по капитальным вложениям прошлых периодов. Высокий уровень расходов на амортизацию обусловлен существенным объёмом инвестиций в инфраструктуру и ИТ в период 2020-2021 годов. В 2022-2023 годах размер инвестиций был нормализован, что обеспечит снижение амортизационных отчислений в среднесрочной перспективе.
В 4 квартале 2023 года Группа получила чистую прибыль в размере 1,6 млрд руб., что на 2,5 млрд рублей лучше показателя за 4 квартал 2022 года.
ДОЛГОВАЯ НАГРУЗКА
По состоянию на 31 декабря 2023 года общий долг Группы снизился год к году на 9,2 млрд руб. и составил 86,4 млрд руб., в то время как денежные средства и их эквиваленты на конец отчётного периода составили 18,7 млрд руб.
Чистый долг Группы по итогам отчётного периода остался на сопоставимом с прошлым годом уровне и составил 67,8 млрд руб. (+2,3 млрд руб. год к году). Все долговые обязательства Группы номинированы в рублях.
В результате соотношение чистый долг / EBITDA на 31 декабря 2023 года составило 3,2x — снижение по сравнению с 4,5х на 31 декабря 2022 года.