Отношение к перспективам массового внедрения электромобилей в нашей стране зачастую является скептическим. Раньше я тоже так считал. Аргументы были, в принципе, стереотипными. Это непригодные климатические условия, нецелесообразность заряжать автомобили, когда есть доступ к дешевому (по мировым меркам) топливу. И, конечно, политическая подоплека — агрессивное насаждение Западом электромобилей как неотъемлемой составляющей «зеленой повестки».
Летом прошлого года я сильно погрузился в изучение данной темы (заодно затронул т.н. возобновляемые источники энергии). Тем более был финансовый интерес. Забегая вперед, скажу, что по итогам практически непрерывного двухнедельного анализа принял решение инвестировать в компанию, занимающуюся развитием инфраструктуры для электротранспорта. Это молодая компания Hyper. Сейчас её акции купить уже невозможно, так как раунд pre-IPO закрыт, поэтому не сочтите за рекламу, взять все равно ничего уже не получится даже при желании :)
Действительно, электромобили были вписаны в «зеленую повестку» Запада, но, во-первых, как элемент создаваемой цепочки, которая начинается с ВИЭ. Во-вторых, через «зеленые» технологии Запад хотел дать импульс развитию собственной стагнирующей промышленности, как это было в 70-е годы с темой энергосбережения и энергоэффективности.
Индустрию электромобилей активно развивает и Китай. За 2023 год их доля в продажах составила 37%! Но у Пекина целеполагание другое. Поднебесная стремится сократить любую зависимость от внешнего мира настолько, насколько это возможно. Автомобили с ДВС требуют импорта нефти и нефтепродуктов. Понятно, что электроэнергию тоже из чего-то производят, но здесь Китай делает ставку на газ из, по нашей терминологии, дружественных стран, на атомную промышленность и, вы удивитесь, на возобновляемую энергетику. Последняя функционирует в Китае замкнутым циклом. Сами произвели панели, сами получили электроэнергию. Дороже, зато своё.
В общем, Китай перехватил тему электромобилей у Запада. Что же в России? Многие удивятся, но нашей промышленности произвести качественный электромобиль легче, чем классический автомобиль с ДВС. Отсюда такие амбициозные планы того же КАМАЗа по выпуску 100 тысяч в год электромобилей «Атом». Запускает во втором квартале производство e-Largus «АвтоВАЗ». Соответствующие планы есть у «Москвича» и Evolute.
Собственно успешное внедрение электробусов КАМАЗа и ГАЗа во многие города России всё это подтверждает. Технологии развиваются, в климатических условиях средней полосы страны, не говоря уже о юге, особых проблем сейчас нет. Плюс «Росатом» строит в Калининградской области завод по производству литий-ионных батарей. Тот самый технологический суверенитет.
Аргумент «зачем нам электромобили, когда в стране много нефти» состоятельным также не является. Частично я на него ответил в абзаце про Китай. Электроэнергия тоже из чего-то производится. В нашем случае из такого же нашего газа или же на наших атомных и гидро электростанциях. Принципиальной разницы здесь нет. По мировым меркам у нас дешевый и бензин, и электроэнергия. А вот строить ветряки и солнечные станции, за исключением отдельных районов, действительно, абсурдно. Здесь уже ситуация обратная, но останавливаться на ней сейчас не буду.
Теперь важное замечание. Из всего вышеизложенного не должно сложиться впечатление, что электромобили — будущий транспорт России. Вовсе нет. В обозримой перспективе таковым он не станет, да и смысла в этом особого нет. Но списывать его со счетом уже нельзя. Электромобили займут (уже занимают) свою нишу. На текущем этапе это общественный транспорт, на втором — рынок такси и каршеринга, на третьем — уже определенная доля личного транспорта. Последнее будет актуально в основном для городов-миллионников, где развивается необходимая инфраструктура. Но совокупно все вместе это достаточно большой рынок.
Общий вывод тех аналитических материалов, которые я изучал, заключается в том, что к 2030 году электромобили будут занимать порядка 10% от продаж новых легковушек. Надо сказать, что это приличная доля. В цифрах — 150-200 тыс единиц в год. Но даже опираясь на текущие темпы роста продаж уже нельзя отмахнуться и сказать, что электромобили никогда не приживутся в России. Рынок начал формироваться в прошлом году. Даже в 2021 г цифры были весьма скромные. Сейчас же происходит следующее:
За январь-февраль 2024 года продажи выросли в 3,72 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Да, была низкая база. Но суммарно только за два месяца мы имеем практически 3,4 тыс единиц (в основном покупают китайский Zeekr). Доля в феврале — 1,8%. По году прогнозируются продажи в объеме плюс-минус 30 тыс штук. Это уже будет под 2,5%. С такими темпами выйти на 10% вполне реально. Тем более, когда разгонится производство отечественных электромобилей, продажи которых правительство наверняка будет стимулировать субсидиями.
В общем, свою нишу (и немалую) электромобили займут. Это уже очевидный факт. Если основу продаж будут составлять отечественные марки, как сейчас по общественному транспорту, то ничего плохого в этом не вижу. Наоборот, хороший драйвер развития для нашей индустрии автомобилестроения.
У меня в УАЗе печка 3.5 Квт. жидкостная, с завода штатная, от тепла двигателя работает. Такая мощность в электрокаре найдется для отопления салона? При стоянии в пробке электрокары зимой будут оставаться обездвиженными неожиданно для ездоков в ней, ведь невозможно просчитать время в пробке и расход электричества на отопление.
А те, которые заряжаются и держат, имеют меньшую емкость.
Я бы купил дешевый эл.мобиль с запасом хода на 100 км. Для поездок внутри города, в добавление к СУВ. Но нет сейчас ничего и близко в продаже. Гибрид тоже бы взял, но там цены явно вздуты.
Диванный аналитик-практик,
ничего большего от них и не требуеца.
удивительно годный пост аднака!))
проблема в том, что массовых «кабиненроллеров» пока нет.
ну ничо, Уганда брацкий народ в беде не оставит.
news.drom.ru/89246.html