Завод имени Лихачева (ЗИЛ) можно с полным основанием назвать фондовым зомби: хотя его производство давно не работает, тем не менее его акции продолжают торговаться на Московской бирже.
ЗИЛ был основан в 1916 году и является первым в России автомобильным заводом. Его создателями были известные предприниматели и меценаты Степан и Сергей Рябушинские. По условиям подписанного ими договора с Военным министерством на сумму 27 млн рублей, они должны были поставить ему к марту 1917 года 1,5 тыс. итальянских грузовиков Fiat. Всего на предприятии удалось собрать 1,319 тыс. машин из комплектов, закупленных у Fiat.
После Октябрьской революции оно было национализировано и стало заниматься ремонтом автомобилей. В 1924 году на нем был возобновлен выпуск грузовиков, сперва все тех же Fiat, затем американских Autocar, впоследствии он стал производить машины советской проектировки. В 1956 году в названии завода было увековечено имя его легендарного директора Ивана Лихачева.
После распада Советского Союза и перехода экономики России на рыночные рельсы ЗИЛ был акционирован. Дела на ЗИЛе шли ни шатко, ни валко и в 2013 его конвейер остановился. Со следующего года на территории ЗИЛа стали сносить корпуса и застраивать ее жилыми домами.
Тем не менее как юридическое лицо ЗИЛ сохранился, и его акции обращаются на Московской бирже. В августе 2023 года они находились на максимуме 4,3 тыс. рублей за штуку, декабре сползли до минимума 2,9 тыс. рублей, в январе 2024 года поднялись до 3,6 тыс. рублей, после чего сменили курс и сегодня находятся в районе 3,2 тыс. рублей.
Подобную динамику иначе как спекулятивными играми объяснить трудно и, соответственно, акции ЗИЛа не стоит считать надежными.