Читатели пишут: «Автор статьи историю не знает. В СССР всё, за исключением некоторых товаров, производилось и было высокого качества. Это сейчас всё китайское и плохого качества. СССР был сильной и могучей державой».
Смиренно напомню, что все 75 лет советской власти в СССР был культ импортного. В нашей традиции приятно было определять качество вещей даже не по торговым маркам, а по странам. Советские товары народ считал самыми худшими. Товары из азиатского соцлагеря — вьетнамские, например — удовлетворительными. Из советского соцлагеря — польские, югославские — хорошими. Надпись «сделано в Германии» или «сделано в Японии» была эталоном высшего качества, капиталистического.
Впрочем, как говорили буквально все мои преподаватели по философии, герменевтике и патрологии, прежде всего надо читать источники. В качестве источника интересных и достоверных сведений о СССР я рекомендую Литературную Газету, по трём причинам:
1. Это крупная и серьёзная газета, так что никакой фронды, никакой клеветы на советскую власть, никаких передёргиваний и преувеличений многочисленные цензоры в ней не допускали. Если вы читаете что-то в Литературке советского периода, вы можете быть уверены, что ответственный чиновник изучил статью и поставил штамп: «антисоветизма нет, печатать разрешаю».
2. Журналисты в СССР были на два уровня выше нынешнего хилого поколения. Они, может быть, не были искушены в полемике и хуже владели словом, так как в тепличных советских условиях с ними мало кто спорил, однако они не ленились лично слетать на какой-нибудь завод, лично поговорить с работниками и руководством завода, лично прочесть подборку литературы по теме. Большой контраст с современными нам пустыми болванчиками, которые только и умеют, что неточно пересказывать присланные по почте пресс-релизы корпораций, да кое-как переводить самые жёлтые фрагменты из статей в западных СМИ.
3. Конкретно Литературка — в отличие от условных «Правды» с «Известиями» — во многом ориентировалась на думающую публику, на руководителей разных рангов. Поэтому Литературка публиковала не только банальщину про надои чугуна вперемешку с результатами шахматных турниров, но и серьёзные аналитические статьи о конкретных проблемах или достижениях СССР. Забавный факт: современный неокомми, взяв в руки советскую газету, назовёт её «антисоветской фальшивкой». Советский журналист из 1974, просмотрев ролик неокомми на Ютубе, поморщился бы от обилия патоки и заметил, что подобная слепая сервильность уместна разве что для 1930-х годов.
Архив Литературки с 1929 по 2021 год можно найти вот здесь (ссылка). Пользуясь случаем, благодарю создателя архива за его важный труд.
На днях меня обвинили в размещении поддельного скана заметки об АвтоВАЗе, который экспортировал в ФРГ металлолом под рекламным слоганом «новая машина по цене подержанной». Я не поленился и нашёл оригинальный номер Литературки с этой статьёй. Это выпуск №43 от 1988 года, скачать его можно вот здесь (ссылка). Статья про АвтоВАЗ расположилась на странице 11.
Краткая суть: жигули АвтоВАЗ экспортировал в Германию очень дёшево, практически в убыток, при этом западные дилеры забирали себе огромную долю дохода в качестве платы за предпродажный ремонт советских автомобилей. Получив машины из СССР, немцы сразу же заменяли в них всю электронику и колёса, много чего ещё. При этом даже после ремонта советские машины занимали последнее место в рейтинге качества — 73 из 73. Это, кстати, ответ на упрёк из начала статьи, по поводу высокого качества советских товаров. К моему большому сожалению, лозунг «советское — значит отличное» соответствовал действительности только по некоторым избранным товарам, далеко не по всем.
Ещё любопытное из статьи про АвтоВАЗ:
— на АвтоВАЗе работали в заметных количествах гастарбайтеры-иностранцы;
— дефицит автокомпонентов был похлеще нынешнего, санкционного, хотя почти все заводы-поставщики были расположены внутри СССР;
— купленный в 1966 году в Италии АвтоВАЗ считался одним из самых передовых заводов в СССР даже через 20 лет, когда он уже морально устарел;
— за копейки жигули продавали только иностранцам, тогда как с советских граждан, напротив, сдирали сверхвысокую наценку;
— станки на заводе были преимущественно импортными, при этом на складах ржавели неустановленные станки на огромную сумму;
— большей части советских граждан жигули были «не доступны ни при каких обстоятельствах»;
— на сберкнижках у населения скопились 280 млрд рублей — граждане держали их там от безысходности, так как не могли на них ничего нужного купить;
— рабочий АвтоВАЗа теоретически мог купить машину за 45 своих месячных зарплат… если бы откладывал всю зарплату до копейки и жил на деньги родителей. Но это только в теории, так как для продажи сотрудникам завод выделял одну машину в год на 170 человек;
— машины со сломанными тормозами официально продавали в розницу, как исправные — это считалось несущественным дефектом.
Я знаю, что мне сейчас напишут — «это неправильный СССР, 1988 год, Перестройка, пришёл враг народа Горбачёв и дал команду клеветать на великую страну». Хорошо, возьмите какой-нибудь номер за 1970-е годы, золотой век Советского Союза. Там тоже будет сплошная, как бы сейчас сказали, «антисоветчина».
Цитирую по книге «Без буржуев» Игоря Ефимова, которую, кстати, я тоже рекомендую прочитать:
Фирма «Омский бекон» была создана на базе восьми совхозов. Корреспондент «Литературной газеты» с восторгом описывает мощное предприятие, внушительные корпуса свинокомбината, на строительство которого было затрачено 28 миллионов рублей (номер от 22.06.1977). Однако две недели спустя та же «Литературная газета» опубликовала, в порядке дискуссии, письмо зоотехника Плаксина (скорее всего, вымышленный персонаж), приоткрывающее оборотную сторону медали. Выясняется, что раньше эти 8 совхозов продавали ежегодно государству 40–60 тысяч тонн зерна и для своих целей выделяли в качестве фуража 70–75 тысяч тонн. Теперь же они государству ничего не продают, а наоборот, завозят концентрированные корма для нужд «Омского бекона». Свиноводство в соседних совхозах и колхозах сворачивают, поголовье свиней в них упало почти вдвое, и производительность фирмы-гиганта даже на завозных кормах не в силах возместить эти потери. Поэтому производство свинины в области в 9-й пятилетке (1971–1975) почти не росло, оставаясь на уровне 40 тысяч тонн в год, а в 10-й грозит упасть до 30 тысяч тонн (номер от 06.07.1977).
А уж замахиваться на все 75 лет СССР — ну это вообще наглая ложь выходит то
Чужой еды не надо нам
Пусть нет — зато своя.
Два замечания.
1. СССР был автаркией и мог все произвести внутри.
2. Там, где отсутствовала конкуренция (ТНП, например), потребительские свойства товаров не имели значения для производителей.
Там, где конкуренция была (вооружения, например) — все было вполне на уровне, и никто не делал бы картинки «ВАЗ в 1970 и 1990» для, например, ТУ-95 и ТУ-160
Станки мне тяжело «вспомнить»...
Наверное, что-то было, но в основном тяжёлая промышленность вроде справлялась на своих.
Лекарства вот ещё вспомнил.
Советую снять розовые очечки в почетании достижений СССР на указанных вами фронтах.
Помню про туфли.
Я также выше упоминал, что особенно сложно остановиться на условном Запорожце, когда попробовал и Феррари тоже…
Уточнил щаз; нормальный мафон(совецкий) ты бы просто так не купил без знакомства потому что в продаже были редко.
Мне вполне в советское время хватало одежды еды, отдых каждый год на море.
Да, всё стало качественее. Но сегодняшний день будет таким же убогим и примитивным через 30 лет, как те дни 30 лет назад.
Вам навязывают хотелки. А вы как послушный рабы пашите за «лучшее, качественее ».
Путешественник, вообще говоря, товары и деградируют сильно за счет снижения качества. Это по-разному бывает.
Но в православной айфонов не было, канех. И с нонешней структуры потребления там был мрак. Ананасы в шампанском зато отличные были.
Шах и мат злопыхатели! ВАЗ уже тогда был напичкан электроникой, но немцы не умели ей пользоваться, отсталая нация.
Учись студент, пригодится
В общем что и требовалось доказать, ни на что ты не способен, даже послать не в состоянии.
Причина банальна: кадровый вопрос начиная с Хрущёвских времён был пущен на самотёк. В результате контроль качества, да и соблюдение технологических процессов производства имели постоянные проблемы под лозунгом «И так сойдёт». Естественно, такое было не на всех предприятиях. Повторю: некоторые товары были просто превосходного качества. В первую очередь там где «давил» пресс от правительства, в связи с потребностью страны в валюте; где к вопросу кадров подходили не из интересов прохиндеев и приспособленцев, а исходя из грамотности, принципиальности и опыта кандидата на управленческую должность.
Отсюда вывод: господа всё в наших руках. Как говорил И.В.Сталин: «Кадры решают всё!» Коммунисты задвинули эту очевидную истину в самый дальний угол, в результате прос.али страну с грамотным и талантливым народом.
Зачем контролировать качество если все равно нет альтернативы, купят и так, любого качества?
Советские женские сапоги, как качественно их ни сшей, будут страшным убожеством.
То есть проблема гораздо глубже, на этапе проектирования и материалов.
Как видно самыми дорогими машинами среди соцблока, а значит самыми лучшими были именно советские. Притом наши жигули стоили дороже польского клона Fiat-125. То есть наша ветка развития Fiat-124 ценилась дороже родной итальянской ветки!
Однозначно только одно. СССР подводили к развалу. С качеством продукцией. Развратили москву. Что в общем то и сейчас продолжается
Чем объяснить?
если воспринимать совецкое авто как игрушку для взрослых мальчиков — то поиграца можно, оно прикольное))
года до 80-го вполне на одном уровне с капиталистами.
Simpson,
не более отсталый, чем одноклассники из капстран типа форд кортина, форд таунус, первый ФВ пассат, опель аскона и иже с ними))тока с 80-х все пошли дальше, а совок развалился.
Ещё добавлю по советскому качеству.
Приёмник Wef (олимпиадный) работал до середины 2000х, аналогично телевизор элетрон 1989 года, чайка из 70-х была да похуже, но 20 лет проскрипела при регулярном ремонте. Холодильник Зил больше 20 лет отлично служил. Смоленск да был похухе.