Москва впервые в истории задействовала так называемый механизм ценового дна, чтобы защитить поток нефтедолларов в свой государственный бюджет от западных энергетических санкций.
Счет оплачивают нефтедобывающие компании страны, подчеркивая, что защита потока нефтедолларов в государственную казну является ключевым приоритетом для страны. Российская нефтегазовая промышленность приносит около трети всех доходов бюджета — несколько миллиардов долларов ежемесячно, и Москва использует эти деньги для финансирования широкого спектра расходов, в том числе для увеличения социальных расходов.
Согласно письму Федеральной налоговой службы, опубликованному в прошлом месяце, для расчета налогов на нефть за январь российские энергетические компании должны были использовать среднюю цену на нефть марки Urals - основную экспортную смесь нефти — в размере 65 долларов за баррель. Государственный бюджет получит эти доходы в феврале, а цифры будут опубликованы на следующей неделе.
Рыночная цена нефти на самом деле была ниже, но правительство применило скидку в $15 за баррель к эталону Brent для Urals в формуле налога, согласно расчетам Bloomberg, основанным на данных Argus Media Ltd., которые были подтверждены российским чиновником, говорившим на условиях анонимности.
Фактическая скидка, с которой производители страны продавали свои грузы Urals, составила в среднем 18,12 доллара за баррель в российских портах в январе, свидетельствуют данные.
Группа семи промышленно развитых стран и их союзники нацелились на государственные нефтяные доходы России, стремясь сохранить приток сырья на мировые рынки, введя ограничение на экспорт нефти и нефтепродуктов по цене 60 долларов за баррель. Москва успешно ослабила воздействие этого ограничения, продавая партии азиатским клиентам и развернув огромный теневой флот танкеров, чтобы обойти ограничения на перевозку и страхование.
В последние месяцы «Большая семерка» усилила давление на судовладельцев, трейдеров и покупателей нефти с целью обеспечить соблюдение ценового лимита, что привело к увеличению скидки на Urals. Разрыв в цене в 18 долларов, зафиксированный Argus в январе, меньше, чем в некоторые моменты в начале 2023 года, когда Urals продавалась в некоторых западных портах России на 40 долларов дешевле, чем Brent, но все равно в шесть раз больше, чем типичный уровень до начала СВО, составлявший около 3 долларов.
Эти цифры отражают цену Urals в ключевых балтийских портах Приморск и Усть-Луга, а также в черноморском порту Новороссийск. Они представляют собой так называемую стоимость нефти на борту, которая не включает в себя стоимость транспортировки и страхования, необходимых для доставки нефти покупателю.
По мере того как российские партии достигают конечных потребителей в Азии, цена в пункте поставки приближается к цене Brent. Однако конечная стоимость включает в себя расходы на транспортировку, страхование и выплаты посредникам, а непрозрачный характер торговли затрудняет точную оценку того, сколько долларов за баррель проданной нефти получают российские нефтедобытчики.
У российских властей есть и второй способ расчета цены Urals для бюджетных целей: берется средняя цена барреля Urals в ключевых западных портах России на основе данных Argus и добавляются виртуальные расходы на доставку в Роттердам и Средиземноморье. На данный момент эти расходы установлены на уровне 2 долларов за баррель, что дает более низкую оценку, чем минимальная цена на январь, но антимонопольный орган страны заявил, что разработает более сложный расчет.
Каждый месяц налоговые органы будут сравнивать две оценки Urals и использовать более высокую стоимость для налогообложения нефтедобывающих компаний.
В своем ответе Bloomberg на вопрос о расчетах российских цен на нефть министерство финансов страны переадресовало Bloomberg в Министерство экономики. Последнее и налоговая служба страны не ответили на просьбу о комментарии.
Ценовой порог был введен в прошлом году при гораздо более широкой скидке в 34 доллара, которая в декабре плавно сузилась до 20 долларов. До сих пор это означало, что российские налоги на нефть рассчитывались по фактическим рыночным ценам. Правительство планирует еще больше сузить дисконт до 10 долларов в следующем году и до 6 долларов в 2026 году.
Поскольку налоговая формула ужесточается, давление на российских производителей нефти будет расти, заставляя их договариваться о более высоких ценах на нефть сорта Юралс со своими иностранными клиентами или платить дополнительные налоги из собственного кармана.
По словам вице-премьера Александра Новака, правительство ожидает, что скидки на нефть марки Юралс сузятся «как только улучшится цепочка поставок и рынок успокоится». Тем не менее, согласно заявлению, сделанному 24 февраля после видеоконференции, посвященной двухлетию конфликта на Украине, «Большая семерка» планирует ужесточить давление на российские энергетические доходы посредством более жесткого соблюдения ценового потолка
www.bloomberg.com/news/articles/2024-03-01/russia-uses-price-floor-to-protect-government-oil-revenue-from-sanctions?srnd=markets-vp