Андрей Колесников
Андрей Колесников личный блог
31 января 2024, 10:54

Байденомика – это незавершенная революция. Что означают еще четыре года? Восьмидесятилетний радикал

  Байденомика – это незавершенная революция. Что означают еще четыре года? Восьмидесятилетний радикал 

Оппоненты Джо Байдена акцентируют внимание на его возрасте как на чем-то, что делает его неуклюжим, растерянным и в конечном итоге непригодным для работы в должности.

Перед прочтением статьи, пожалуйста, подпишитесь на канал «Куда идем?
Алгоритмы Дзен лучше продвигают контент, читаемый подписчиками.

Таким образом, величайший парадокс первого срока 81-летнего президента заключается в том, что он возглавляет, возможно, самое энергичное американское правительство за почти полвека.

Он спровоцировал резкий рост расходов, который на короткое время сократил уровень бедности вдвое. Он вдохнул жизнь в осажденное профсоюзное движение. И он разработал промышленную политику, направленную на изменение американской экономики.

О достоинствах всего этого можно долго спорить. Резкий рост федеральных расходов усугубил тревожную финансовую траекторию страны.

   Байденомика – это незавершенная революция. Что означают еще четыре года? Восьмидесятилетний радикал 

Субсидии компаниям, инвестирующим в Америку, разозлили союзников и могут в конечном итоге оказаться напрасными. Но нельзя отрицать, что многие из этих мер политики уже приносят результаты. Достаточно взглянуть на бум строительства заводов: даже с учетом инфляции инвестиции в производственные мощности при Байдене выросли более чем вдвое, достигнув самого высокого уровня за всю историю.

Что он будет делать на второй срок?

Девиз Байдена перед переизбранием — «мы можем завершить работу» — больше похож на обещание строительного подрядчика, чем на риторику политического смутьяна. Тем не менее, если услышать это от нынешних и бывших советников президента, байденомика представляет собой немногим меньше экономической революции для Америки. Это будет революция, вызванная верой в правительство и недоверием к рынкам.

Выделяются пять элементов.

Во-первых, это желание поддержать рабочих, в основном через профсоюзы.

Второе – увеличение социальных расходов, особенно на дошкольное образование.

В-третьих, ужесточение конкурентной политики для сдерживания крупного бизнеса.

В-четвертых, волна инвестиций призвана сделать Америку более зеленой и продуктивной.

Наконец, Байден хочет обложить налогом крупные фирмы и богатых, чтобы оплатить большую часть этого.

Как и в случае с любым другим президентом, повестка дня Байдена до сих пор ограничивалась Конгрессом. Все эти пять элементов присутствовали в законопроекте «Восстановить лучше, чем было» стоимостью 3,5 триллиона долларов, который демократы в Палате представителей поддержали в 2021 году, но натолкнулись на раскол в Сенате.

В результате наиболее заметной частью существующей байденомики стал инвестиционный элемент, состоящий из трех законодательных актов, ориентированных на инфраструктуру, полупроводники и зеленые технологии. Подписание трех крупных законопроектов о расходах, тем не менее, считается продуктивным президентским сроком. В сумме они составляют 2 триллиона долларов, направленных на изменение американской экономики.

Если Байден вернется в Белый дом на второй срок, но республиканцы сохранят контроль над Палатой представителей или получат Сенат, или, возможно, и то и другое, советники говорят, что его внимание будет сосредоточено на защите своих законодательных достижений. Хотя республиканцы не смогли бы отменить его инвестиционные пакеты, если бы они не удержали пост президента, они могли бы отказаться от них.

Возьмем закон полупроводников. Помимо примерно 50 миллиардов долларов на индустрию микросхем, он также включает почти 200 миллиардов долларов на финансирование исследований и разработок передовых технологий, от передовых материалов до квантовых вычислений. Но эта гигантская сумма денег была только санкционирована, а не присвоена, а это означает, что Конгресс должен принять бюджет, чтобы обеспечить обещанную сумму. Пока что этого недостаточно: в текущем финансовом году он планирует выделить 19 миллиардов долларов трем федеральным исследовательским агентствам, включая Национальный научный фонд, что почти на 30% меньше разрешенного уровня. Если Конгресс откажется работать с Байденом, эти недостатки будут расти.

Финансирование, направленное на инфраструктуру и полупроводники, более надежно, но большая его часть закончится к 2028 году, до окончания второго срока. Без республиканской поддержки финансирования инвестиции, начавшиеся в последние пару лет, могут замедлиться. Производителям с высокими издержками придется бороться за выживание.

Критики, возможно, не видят смысла вкладывать столько средств в производство, когда современная экономика, основанная на профессиональных, технических и научных услугах, уже создает множество хорошо оплачиваемых рабочих мест.

Но у Байдена будут некоторые рычаги влияния, если республиканцы попытаются смягчить его политику. Многие из крупных сокращений налогов, принятых во время президентства Дональда Трампа, истекают в конце 2025 года.

Республиканцы хотят их продлить, чтобы избежать скачка ставок подоходного налога. Таким образом, одна из возможностей заключается в том, что Байден мог бы заключить сделку, в которой он согласится на продление многих сокращений налогов в обмен на то, что республиканцы в Конгрессе поддержат некоторые из его приоритетов, включая его промышленные субсидии — не говоря уже о том, что такое соглашение было бы финансово неэффективным. безрассудный.

Белый дом также надеется, что инвестиционные программы Байдена получат собственный импульс.

«Мы очень приятно удивлены тем, насколько частный капитал направился в направлении наших стимулов», — говорит Джаред Бернстайн, председатель Совета экономических консультантов при президенте.

Большая часть денег уходит в красные штаты, порождая круги представителей бизнеса и местных политиков, которые будут возражать против сокращений. Между тем, в принципе, существует двухпартийная поддержка федеральных расходов на науку и технологии как способа защиты конкурентного преимущества Америки над Китаем.

Именно поэтому несколько десятков республиканцев в Палате представителей и Сенате, хотя и в меньшинстве, проголосовали за пакет полупроводников. Учитывая такое сочетание интересов и рычагов влияния, промышленная политика, которая определяла байденомику в первый срок президента, вероятно, переживет его второй срок, хотя и в несколько более ограниченной форме.

Но что, если Байден будет менее сдержан? Чтобы по-настоящему понять потенциальные масштабы байденомики, стоит спросить, что будет делать президент, если демократы в конечном итоге будут контролировать обе палаты Конгресса. Как только они преодолеют свой восторг по поводу такого результата, команда Байдена поймет, что у них есть ограниченное время — вероятно, всего два года, до следующих промежуточных выборов, — чтобы сделать что-нибудь примечательное.

Для начала они обратились бы к социальной политике, оставленной в монтажной комнате «Восстановить лучше».

К ним относятся бесплатное дошкольное образование для трех- и четырехлетних детей,

щедрые субсидии по уходу за детьми,

расходы на уход за пожилыми людьми,

расширенные налоговые льготы для семей с детьми и

оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком.

Джанет Йеллен, министр финансов, охарактеризовала эту программу как «современную экономику предложения». Она утверждает, что инвестиции в образование сделают американских рабочих более производительными, а инвестиции в уход позволят людям, особенно женщинам, работать, что приведет к увеличению рабочей силы.

Но это также будет дорого, поскольку дополнительные расходы составят не менее 100 миллиардов долларов в год, что добавит полпроцента к годовому дефициту федерального бюджета (который в 2023 году достигнет 7,5% ВВП). И реализация будет сложной. Например, финансирование услуг по уходу за детьми будет стимулировать спрос на них, что, в свою очередь, усугубит хроническую нехватку воспитателей.

Желание Байдена укрепить профсоюзы также получит новый импульс. Президент называет себя самым профсоюзным президентом в американской истории – и это утверждение вполне может быть правдой. В его первый срок поддержка профсоюзов наиболее четко выражалась в словах и символических действиях: когда в сентябре он присоединился к бастующим работникам автомобильной промышленности недалеко от Детройта, он стал первым президентом, вышедшим на пикет.

Байдену хотелось бы сделать больше. Сначала он хотел поставить многие промышленные субсидии в зависимость от компаний, нанимающих членов профсоюзов, но это требование не вошло в закон. Большой надеждой рабочего движения на второй срок Байдена является принятие закона, который усилит коллективные переговоры, среди прочего, усложнив вмешательство компаний в профсоюзные голоса. Это было бы рискованно: гибкость американского рынка труда является источником устойчивости экономики, что приносило трудящимся пользу в последние годы.

Обратная сторона того, что Байден жаждет одобрения как президент, выступающий за профсоюзы, заключается в том, что его также стали считать противником бизнеса. Члены его кабинета возмущаются этим обвинением, отмечая, что прибыли корпораций резко возросли и что за первый срок его правления предприниматели создали рекордное количество предприятий.

Тем не менее, единственной главной причиной, по которой Байденомика получила плохую репутацию, является его конкурентная программа, возглавляемая Линой Хан из Федеральной торговой комиссии (FTC). Хотя ее усилия по уничтожению корпоративных гигантов потерпели неудачу из-за неудавшихся судебных исков против Meta и Microsoft, она еще не закончила.

Федеральная торговая комиссия (FTC) представила новые руководящие принципы проверки слияний, которые требуют от регулирующих органов тщательно проверять практически любую сделку, которая увеличивает крупные компании, что может привести к еще более спорной конкурентной политике.

Чрезмерный контроль за сделками также истощит скудные ресурсы регулирующих органов и отравит атмосферу для крупного бизнеса. Альтернативный подход, направленный на смягчение ограничений на землепользование и упрощение лицензирования занятий, обеспечил бы гораздо более здоровый стимул для конкуренции.

В то же время Байден может удвоить ставку на производственную политику в свой первый срок. Стимулы для полупроводниковой промышленности в размере 50 миллиардов долларов или около того стали началом, но это незначительная сумма по сравнению с тем, сколько инвестиций требуется для крупных заводов по производству микросхем. Советники говорят о последующем пакете финансирования. Также возникнет желание разработать новое законодательство, чтобы сгладить неровности в реализации промышленной политики. Тодд Такер из Института Рузвельта, левого аналитического центра, выступает за создание национального банка развития, создающего резерв денежных средств, которые можно было бы направить на достойные проекты.

Как за все это заплатить?

Байден уже давно дал понять, что хочет повысить налоги для богатых, в частности для домохозяйств, зарабатывающих более 400 000 долларов в год, и для предприятий.

Советники президента утверждают, что он искренне верит в финансовую дисциплину. По данным Комитета по ответственному федеральному бюджету (CRFB), некоммерческой организации, его бюджет на текущий финансовый год, например, сократит дефицит на $3 трлн за десятилетие, или на 1% ВВП в год. Это, однако, основано на том, что демократы будут проявлять сдержанность по мере увеличения налоговых поступлений — то, что трудно себе представить.

Примечательно отсутствие какой-либо серьезной торговой повестки в первый срок Байдена, за исключением отвращения к традиционным торговым переговорам. Возможно, Байден будет несколько менее обременен сложной внутренней политикой торговых сделок во время второго срока. Одним из испытаний станет то, смогут ли Америка и Европа заключить соглашение о важнейших полезных ископаемых, работая вместе, чтобы обеспечить ресурсы для производства аккумуляторов и ограничить зависимость от китайских поставщиков.

Но очевидное недоверие Байдена к глобализации, вероятно, исключит что-то более амбициозное. Его решение от 26 января приостановить выдачу разрешений на экспорт сжиженного природного газа отражало протекционистские инстинкты; это может снизить цены для американских потребителей за счет зарубежных клиентов. И он почти наверняка будет придерживаться жесткой линии в отношении Китая. На протяжении всего его первого срока ходили слухи, что он может снизить пошлины на Китай. Теперь некоторые в его кругу говорят вместо корректировок: снизить пошлины на основные потребительские товары и одновременно повысить их на высокотехнологичную продукцию.

Тогда большая часть действий будет происходить на внутренней арене — на поле битвы за все: от расходов на уход за детьми до субсидий на производство полупроводников.

Сторонники утверждают, что такая политика сделает Америку более равноправной, поддержит ее промышленность и сместит игровое поле в сторону рабочих, а не боссов.

Для многих других они выглядят как возврат к более крупному правительству с устаревшим акцентом как на производстве, так и на профсоюзах, что может привести к обострению связей с союзниками. В свой первый срок Байден вряд ли был радикалом. Если опросы пойдут в его сторону, он может пойти еще дальше через секунду.

Оригинал

P. S. Подпишитесь на канал »Куда идем?

0 Комментариев

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн