В 1906 году британский ученый Фрэнсис Гальтон сделал открытие, которое навсегда изменило наше представление о групповом принятии решений. До этого сам Гальтон придерживался мнения, что будущее общества нельзя доверять малообразованным массам — он считал, что группа избранных людей справится с этим намного лучше.
Чтобы проверить свою теорию, ученый попросил случайных людей угадать вес быка на сельской ярмарке. Собрав 787 ответов и рассчитав среднее значение, он с удивлением осознал, что массы не так уж глупы — результат всего на 1 фунт разошелся с истинным весом быка.
С тех пор на эту тему было проведено множество исследований, которые лишь доказали мудрость толпы — при этом наиболее ярко эта мудрость проявляется в инвестировании, поэтому рынки чаще всего ведут себя эффективно. Так что большую часть времени следует принимать рыночные цены как достаточно точные.
Но не все так просто — в определенные моменты следование за толпой может привести вас к финансовому краху.
Несмотря на неопровержимые доказательства, что рынок обычно прав, бывают случаи, когда он сильно ошибается. Такие ошибки происходят в тот момент, когда на рынке царят эмоции — именно в это время и случаются самые серьезные потери.
Дело в том, что во время сильных эмоций индивидуальные убеждения уступают свое место убеждениям толпы, о чем хорошо сказано в книге «Толпа: исследование общественного мнения»:
«Кем бы ни были люди, составляющие толпу, каким бы похожим или непохожим был их образ жизни, их занятия, их характер или их интеллект, тот факт, что они превратились в толпу, делает их обладателями своего рода коллективного разума, который заставляет их чувствовать, думать и действовать совсем не так, как каждый из них чувствовал бы, думал и действовал, если бы находился в состояния изоляции».
Взять, к примеру, известный всем Пузырь доткомов — судя по опросам Ассоциации индивидуальных инвесторов США, бычий настрой достиг своего пика в начале 2000 года, как раз перед тем, как пузырь начал лопаться.
То есть, в момент наибольшей эйфории и жадности нужно было все продавать и бежать с рынка.
Ошибочный бычий настрой со стороны рынка объясняется завышенными ожиданиями, когда все поверили в безоговорочный успех новых интернет-компаний. Однако, толпа может ошибаться и в другом направлении — например, дно рынка во время рецессии 2009 года совпало с одним из самых сильных медвежьих настроений в истории наблюдений.
То есть, когда все пребывали в состоянии паники и безнадежности, рынок оттолкнулся ото дна и пошел вверх.
Это вовсе не означает, что настроение толпы сможет подсказать вам, куда фондовый рынок пойдет дальше — он еще очень долго может оставаться иррациональным. Однако такие настроения могут дать вам представление о том, что рынок ведет себя не совсем так, как обычно.
Когда вам становится очевидно, что рыночная толпа вдруг стала безумной, то лучше отстраниться от нее и не совершать коллективных ошибок — в первую очередь это касается продажи активов во время рыночной паники.
С покупкой акцией во время эйфории все несколько сложнее — дело в том, что пузырь на рынке может надуваться годами, и упущенная прибыль от «сидения на заборе» иногда бывает больше, чем потери во время последующего падения.
Так что идти против толпы не всегда является лучшим решением, но и слепо следовать за ней тоже не стоит. И лучший способ сопротивляться ее влиянию — это придерживаться собственной инвестиционной стратегии, которая не даст вам заразиться эмоциями толпы.
Но все это просто лишь на бумаге — когда вокруг царят жадность и страх, то сохранить свою голову холодной становится очень тяжело.
*****
Еще больше историй о финансах и рынке вы найдете на канале Финансовый Механизм
Но, достаточно их запереть в единый стакан, с очередью заявок, устроить аукцион, игру в которой каждый должен пытаться купить дешевле и продать дороже