Мы решили
обобщить самые важные по нашему мнению вопросы, которые не первый год вредят отечественному облигационному рынку и одновременно имеют реальную перспективу решения.
Про ОСВО
Важнейшим прорывом для физических лиц — участников рынка облигаций стало бы внедрение проведения ОСВО (общих собраний владельцев облигаций) в электронной форме, с использованием приложений брокеров.
Про оферты
Ассоциация владельцев облигаций получает большое количество обращений держателей в связи с офертами. Мы наблюдаем значительные опасения держателей облигаций по поводу невозможности воспользоваться своим правом на принятие оферты эмитента, так как физические лица часто не понимают, нужно ли уведомлять эмитента о своем желании участия в оферте и как это сделать, нужно ли в каждом конкретном случае использовать инфраструктуру НРД или Московской биржи, необходимо ли личное присутствие держателя и подача письменного поручения или достаточно дистанционных каналов обслуживания брокера.
Про ПВО
Важным этапом развития рынка облигаций является реформа института ПВО (представителя владельцев облигаций).
В настоящее время мы видим большое количество ПВО, формально относящихся к своим обязанностям, которые отказываются от договора с эмитентом, когда видят надвигающиеся проблемы с его кредитоспособностью. Есть ПВО, с высокой вероятностью, связанные с эмитентом либо организатором выпуска облигаций.
Про суды и банкротство
Острым также является вопрос необходимости просуживать облигационный долг, хотя его природа фактически является очевидной (эмитент – должник, владелец облигации – кредитор). Недобросовестные эмитенты давно используют эту возможность для затягивания на годы процедур возврата средств владельцам облигаций. Cначала владелец облигаций или ПВО должны просудить долг в первой инстанции, а затем и в апелляции, что занимает от полугода до года, а то и более. При этом эмитенты стараются всячески затянуть судебные процесс. И только после этого, как правило, запускаются процедуры банкротства, которые тоже тянутся годами. За это время бенефициары недобросовестных эмитентов спокойно выводят оставшиеся на момент дефолта активы и даже скрываются за границей.
Про финомбудсменов
Еще большей защиты инвесторов при дефолтах эмитентов удалось бы достичь в случае подключения к их проблемам финансовых уполномоченных (финомбудсменов), когда владелец облигации – физическое лицо мог бы сразу после дефолта обратиться к финомбудсмену и получить решение о возврате тела долга и процентов по нему в пределах сумм, находящихся в компетенции финуполномоченных. Речь идет о требовании имущественного характера в размере не более 500 тысяч рублей, которое инвестор мог бы сразу предъявить эмитенту. Это помогло бы в значительной мере предотвратить потери от дефолтов для самой незащищенной категории инвесторов с небольшими суммами инвестиций. Илья Винокуров Член Совета АВО15.01.2024