Возраст греческого нефтяного танкера Astro Sculptor начал сказываться на его состоянии еще в феврале 2020 года, когда инспекторы сообщили о проблемах с корродированными палубами и двигательными установками. Тогда ему было 17 лет
Но почти четыре года спустя судно все еще бороздит океаны в составе так называемого серого флота. Считается, что он принадлежит России и перевозит российскую нефть в обход всех введенных эмбарго. В ноябре 2023 года серый флот перевез более половины всей нефти, экспортируемой из западных регионов России. Он смягчил шок, связанный с обширными западными санкциями, введенными против нефтяной отрасли России год назад. Тогда Европа запретила импорт российской сырой нефти в страны блока, а Большая семерка ввела ограничения для тех, кто все же готов покупать нефть из России.
Согласно правилам, сформулированным в июне 2022 года и вступившим в силу в декабре прошлого года, страны, не входящие в G7, такие как Индия и Китай, могут покупать российскую нефть по цене не дороже $60 за баррель. Только в этом случае они смогут воспользоваться судами, зарегистрированными G7, а также услугами страхования для перевозки нефти. Членами G7 являются США, Япония, Германия, Франция, Италия, Великобритания и Канада.
Эти меры были направлены на то, чтобы оставить российскую нефть на международном рынке, но при этом сократить финансовые потоки в Россию. Вместе они перекроили глобальную энергетическую карту. Потоки российской нефти в Европу, которая ранее была ее крупнейшим экспортным рынком, сократились до минимума. Вместо этого миллионы баррелей ежедневно отправляются из западных портов России на Балтийском и Черном морях в обход к новым покупателям, главным образом в Индии, Китае и Турции.
Но если эмбарго для стран ЕС сработало, то вот потолок цен оказался малоэффективным. Западные чиновники признали, что почти все баррели из России продаются дороже $60.
Почти повсеместное нарушение ценового потолка стало возможным из-за слабости правоприменения, а также из-за успеха России в создании теневого флота из таких судов, как Astro Sculptor, для перемещения своей нефти за пределы досягаемости G7.
Компания Kpler, занимающаяся данными и аналитикой, разделила суда, перевозящие российскую нефть, на три основные группы: принадлежащие России; так называемые суда «темного флота», ранее участвовавшие в перевозке санкционной нефти из Венесуэлы или Ирана; и «серый флот», собранный после начала военных действий на Украине.
Суда серого и темного флота, иногда вместе называемые теневым флотом, используют непрозрачные структуры собственности, проходящие через оффшорные юрисдикции с сильной корпоративной тайной, чтобы усложнить применение санкций к бенефициарным владельцам. Astro Sculptor, который был продан в 2022 году и переименован в Amber 6, — типичный пример судна из «серого» флота. Этот танкер уже не греческий, он управляется китайской компанией из города Далянь, плавает под либерийским флагом и больше не имеет страховки от западного поставщика.
В ноябре зарегистрированные в Греции суда перевезли 16 млн баррелей российской нефти. Это третий по величине объем после танкеров из ОАЭ и Китая. На их долю, по данным FT, пришлось 28 млн и 23 млн баррелей соответственно.
Правительство США «внимательно» следит за теневым флотом и ищет способы сделать его «менее эффективным и менее оперативным».
В октябре Вашингтон ввел целенаправленные санкции в отношении двух компаний, одна из которых зарегистрирована в Турции, а другая — в ОАЭ. Это первое правоприменительное действие, связанное с правилами. Каждая из компаний владела судном, которое использовало американских поставщиков услуг при отгрузке российской нефти, купленной по ценам выше лимита, говорится в сообщении.
Проблема для США и других западных правительств заключается в том, что большая часть новой российской нефтяной системы не нуждается в западных поставщиках услуг.
www.ft.com/content/69d83a44-1feb-4d6b-865d-9fb827b85578
Ну и стоило ради этого 1 абзаца писать сверху целую книгу?
Или им не за смысл платят, а за кол-во знаков?