Пузырь доткомов — экономическое явление, вызванное активной торговлей переоценёнными акциями IT компаний и стартапов. В период с 1995 по 2000 индекс NASDAQ вырос на 400%, после упал на 78%.
Начиная с 1995 г. массово стали появляться новые компании, которые были исключительно «интернет-сайтами». В прессе стали появляться статьи о грядущей экономической революции.
Для привлечения денег новые компании стали проводить IPO (первичное размещение акций). Первые размещения показали то, что у публики есть огромный интерес к области интернет-бизнеса (доткомов). В итоге многие компании стали привлекать деньги посредствам фондового рынка.
В первые дни размещения «айпио» многие интернет-компании вырастали в цене на 50%-100%. Это давало огромные прибыли вкладчикам. При этом IPO было так много, что на доткомы приходилось больше половины всех размещений на рынке.
Инвесторы поверив в быстрый рост, начали активно покупать акции интернет-компаний, что привело к резкому росту их стоимости. В результате, цены на акции некоторых компаний выросли в десятки раз.
Людей не пугало то, что показатель Р/Е по многим компаниям сектора в этот момент был больше 500. Это значит, что прибыль компании была в 500 раз меньше её рыночной стоимости (капитализации)!
Согласно исследованиям, дотком-компании были переоценены на 40%. Чтобы соответствовать этой оценке, организации должны были в течение пяти лет наращивать выручку на 80% ежегодно.
Однако, как это обычно бывает, пузырь рано или поздно лопается.
В то время инфляция превысила привычный уровень, ФРС начала повышать ставки и инвесторы стали избавляться от высокорискованных активов.
В 2000 году после нескольких лет роста, стоимость акций интернет-компаний начала падать, и пузырь доткомов лопнул. Крах доткомов состоял в утере доверия к ценным бумагам высокотехнологических фирм.
Некоторые компании и их правления были обвинены в мошенничестве за неправильное использование средств вкладчиков, а комиссия по ценным бумагам и биржам США оштрафовала крупнейшие инвесторские компании на миллионы долларов за введение в заблуждение инвесторов. Компании, которые были на пике популярности всего несколько лет назад, обанкротились, а инвесторы потеряли свои деньги. Большие компании-доткомы, такие как Amazon, eBay, Google выжили.
На стыке девяностых и двухтысячных из-за спекуляций и неоправданного оптимизма инвесторы потеряли около $5 трлн. Биржу обрушил взлет убыточных интернет-стартапов.
———
⚡️ Подписывайся на канал, чтобы получать ещё больше новостей, идей и полезного контента ⚡️