Соглашение с Vale SA принесло королевству долю в 10% в одном из важнейших мировых поставщиков никеля и меди — основных металлов, необходимых для декарбонизации. По данным некоторых источников, страна также провела другие переговоры, в том числе с Barrick Gold Corp. по поводу инвестирования в крупный медный рудник в Пакистане. Руководители ведущих горнодобывающих компаний заявили, что стоимость сделки, заключенной в четверг, наглядно продемонстрировала готовность саудитов тратить деньги.
Подобный сдвиг происходит по мере того, как вопрос о том, кто контролирует сырьевые товары, необходимые для поддержания и декарбонизации мировой экономики, оказался в центре всеобщего внимания, заняв первое место в повестке дня в США и Европе.
Китай много лет был ведущим покупателем и ключевым источником финансирования благодаря стремлению обеспечить поставки для быстрой индустриализации страны. Однако из-за роста напряженности в отношениях с Западом горнодобывающая промышленность оказалась под давлением, что вынуждает ее искать другие ресурсы.
Саудовская Аравия стремится получить миноритарные доли в глобальных горнодобывающих активах, которые со временем помогут обеспечить доступ к запасам стратегических полезных ископаемых. Страна также намерена создать металлообрабатывающую промышленность, которая, в свою очередь, могла бы сделать ее более привлекательной для международных горнодобывающих компаний в плане эксплуатации месторождений полезных ископаемых: это краеугольный камень усилий Саудовской Аравии по диверсификации экономики, направленной на отказ от нефти.
Королевство инвестирует значительные средства в промышленные и финансовые активы и даже перевернуло мир спорта, по сути, купив игру в профессиональный гольф и вложившись в футбол. Однако сделка с Vale, о которой было объявлено на прошлой неделе, является первым крупным шагом в горнодобывающей промышленности. Manara Minerals, новое предприятие суверенного фонда благосостояния королевства и государственной горнодобывающей компании, получит долю в бизнесе Vale по производству неблагородных металлов, что обеспечит Саудовской Аравии долю в рудниках по добыче меди, никеля и других промышленных металлов от Индонезии до Канады.
Королевство предлагает западным производителям доступ к крупным фондам капитала, привлекательность которых растет, поскольку китайские фонды становятся менее приемлемыми с политической точки зрения, а также поскольку некоторые институциональные инвесторы стали менее терпимы к добыче полезных ископаемых из-за экологических факторов.
Инвесторы из этого региона (Катар уже является крупным спонсором Glencore Plc), вероятно, станут одним из важнейших источников финансирования сектора, который столкнулся с нехваткой капитала, как отметил инвестор в горнодобывающую отрасль Роберт Фридланд, который последние несколько лет развивал одно из крупнейших в мире предприятий по добыче меди в Демократической Республике Конго с привлечением китайских фондов.
«Вероятно, сейчас самый большой приток капитала в горнодобывающую промышленность будет с Ближнего Востока», — заявил он в интервью в прошлом месяце.
Однако Саудовская Аравия предлагает не только живые деньги, но и политическую поддержку компаниям, стремящимся к расширению бизнеса в мусульманском мире, поскольку ресурсы в более традиционных юрисдикциях истощаются.
Канадская горнодобывающая компания Barrick ведет переговоры с Суверенным фондом Саудовской Аравии по поводу потенциальной доли в медном руднике Reko Diq в Пакистане, который, согласно некоторым источникам, является относительно нетронутой областью для международной горнодобывающей промышленности. По их словам, привлечение саудитов не только решило бы проблемы финансирования Barrick, но и позволило бы получить партнера, который обладает значительным политическим весом в Пакистане.
Значительные финансовые ресурсы Саудовской Аравии также могут создать некоторые проблемы для крупнейших производителей, которые сами стремятся заключить сделки. В попытке расширить доступ к меди и никелю горнодобывающие компании начали выделять самые крупные инвестиции более чем за десятилетие. BHP Group и Rio Tinto Group — две крупнейшие компании — только что завершили многомиллиардные сделки в сфере добычи меди, тогда как Glencore Plc попыталась купить Teck Resources Ltd.
В течение многих лет крупные производители неоднократно сталкивались с тем, что китайские компании делали более выгодные предложения при покупке рудников. Китайские государственные металлургические и горнодобывающие компании были готовы предлагать цены, с которыми западные фирмы просто не могли конкурировать. Теперь Саудовская Аравия, похоже, готова сделать то же самое, что может лишить традиционных покупателей доступа к некоторым сделкам.
Руководители двух крупнейших горнодобывающих компаний, которые потратили годы на оценку активов, связанных с неблагородными металлами, таких как активы Vale, в частном порядке заявили, что их удивила стоимость недавней сделки, в результате которой подразделение было оценено в $26 млрд (по словам RBC Capital Markets, оно стоило около $21 млрд).
Тем не менее, в отличие от китайских компаний, Саудовская Аравия больше заинтересована в обеспечении долей — гарантия будущих поставок важнейших полезных ископаемых — вместо прямой покупки и последующей эксплуатации активов.
Саудовская Аравия установила некий ориентир в этом году, когда объявила о создании новой компании, которая будет инвестировать в горнодобывающие активы по всему миру, с первоначальными инвестициями в $3.2 млрд. В стране проводится ежегодная конференция по горнодобывающей промышленности, на которой в этом году присутствовали директор крупнейшей в мире горнодобывающей компании BHP Майк Генри, а также председатель правления производителя № 2 Rio Tinto — это значительный шаг вперед по сравнению с предыдущими спикерами. Ожидается, что в следующем году в нем примут участие руководители других ведущих горнодобывающих компаний.
Горнодобывающие компании, нуждающиеся в финансировании, столкнулись со сменой инвестиционного ландшафта из-за недавних репрессий правительств США и Канады в отношении китайских инвестиций в ключевые металлургические компании. Это позволило ближневосточным странам, таким как Саудовская Аравия, восполнить пробел.
www.bloomberg.com/news/articles/2023-07-30/mining-finance-saudi-arabia-invests-in-copper-nickel-mines