Ставки фрахта снижаются быстрее наших ожиданий. По результатам опроса российских судоходных компаний и трейдеров, проведенного Институтом энергетики и финансов (ИЭФ), на рынке фрахта нефтяных танкеров наблюдается снижение ставок. Статья с анализом рынка была опубликована на ресурсе «ИнфоТЭК» на прошлой неделе. Мы ожидали более медленного снижения ставок по сравнению с темпами, на которые указано в статье, поэтому мы внесли изменения в финансовую модель по Совкомфлоту и понизили целевую цену с 127 до 100 руб./акцию. Рейтинг также понижен (с «Покупать» до «Держать»).
Катализаторы: хорошая отчетность за 2К23; выкуп акций; дивидендные выплаты; раскрытие долгосрочных инвестиционных планов.
Риски: низкая прозрачность; дальнейшее снижение ставок фрахта; санкции.
На рынке наблюдается рост предложения танкеров. Доля западных компаний на рынке перевозки сырой нефти сейчас, по данным ИЭФ, составляет 28%, в то время как западные перевозчики доминировали до весны 2022 г. Оставшуюся долю занимают такие компании, как Совкомфлот, Роснефтефлот, Газпромнефть Шиппинг, и так называемый теневой флот. В последние полгода наблюдаются сравнительно стабильные поставки нефти на фоне роста предложения танкеров.
Ставки снижаются до уровня сентября-октября прошлого года. Стоимость транспортировки нефти в начале года резко выросла из-за введения странами ЕС в декабре 2022 г. эмбарго на импорт нефти из России и «потолка» цен. В результате предложение танкеров сократилось и увеличились санкционные премии. Однако, по данным ИЭФ, рынок адаптировался к новым условиям и уже в марте ставки начали снижаться. Они по-прежнему остаются повышенными, но уже на уровне сентября-октября прошлого года.
Понижение прогнозов на фоне более сильного, чем ожидалось, уменьшения ставок. В нашей модели мы прогнозировали снижение ставок фрахта нефтяных танкеров, но более медленными темпами, чем ожидает ИЭФ. Снижение ставок в 2К23–4К23 до уровня 4К22 приводит к уменьшению наших оценок финансовых результатов в 2023 г.: по выручке на основе тайм-чартерного эквивалента — на 10% до $1,6 млрд, EBITDA — на 13% до $1,2 млрд, чистой прибыли — на 19% до $0,6 млрд. Мы понижаем прогноз по дивидендам за 2023 г. с 12,1 руб./акцию до 9,7 руб./акцию.
Сохраняются высокие риски. Последнюю полную финансовую отчетность по МСФО компания опубликовала по итогам 9М21. После этого в сокращенном виде раскрывались данные по итогам 9M22, 2022 г. против 2021 г. и 1К23 против 1К22. В сокращенных формах отчетности не приводится информация по сегментам, что создает дополнительные сложности для финансового прогнозирования. На сложившуюся сейчас ситуацию может негативно повлиять реализация санкционных рисков.
Оценка. Низкий потенциал роста котировок. Мы оцениваем акции Совкомфлота по методам дисконтированных денежных потоков (DCF) и дисконтированного дивидендного потока (DDM) с равными весами. Для оценки мы используем безрисковую ставку в 4,2% и премию за риск инвестиций в акции в 7%, а также средневзвешенную стоимость капитала на уровне 10,4% при стоимости собственного капитала в 11,5% (коэффициент «бета» принимаем за равный 1,04) и стоимости долга на уровне 8%. Долгосрочный рост в целях оценки принимаем за равный нулю, не предполагая увеличения флота. Полученная по методу DCF целевая цена на конец 2023 г. составляет 139 руб./акцию, по методу DDM — 60 руб./акцию, таким образом, финальная оценка, с учетом округления, — 100 руб./акцию, что предполагает рост цены на 6% с текущего уровня.
Тайц Матвей
Горбунов Георгий
ИБ «Синара»
Целевая цена и EBITDA чувствительны к изменению прогнозных ставок фрахта; так, снижение на 10% прогнозных значений по ставкам в сегменте перевозки нефти и нефтепродуктов сокращает целевую цену на 20%, а EBITDA 2024П — на 12%.