❌ Прошедший год стал переломным для российского рынка интернет-рекламы. После февральских событий крупнейшие иностранные платформы отключили монетизацию на территории РФ, а некоторые и вовсе были заблокированы.
📈 На этом фоне мощный импульс для роста получили местные интернет ресурсы, такие как Яндекс #YNDX и VK. Ранее мы уже разбирали Яндекс, который успешно воспользовался ситуацией и увеличил свою долю на поисковом рынке, потеснив Гугл. А сегодня мы посмотрим, какой кусок пирога достался VK.
📌 Ядро холдинга — это социальные сети и контентные платформы, такие как «Вконтакте» (в первую очередь), а также «Одноклассники», почта и «Дзен». Данный сегмент приносит компании 77% выручки, а также генерирует практически всю EBITDA. Еще 12% выручки приходится на образовательный сегмент (Skillbox, Geekbrains, Skillfactory и др). Оставшуюся часть дохода дают технологии для бизнеса (WorkSpace, облачные сервисы), а также экспериментальные направления (VK Play, RuStore, Юла и т.д.).
💰 Как видим, основной вклад в бизнес вносят соцсети, на которых держится клиентская база и денежный поток компании.
📈 По итогам года средняя месячная аудитория Вконтакте выросла на 9,6% и достигла 79,5 млн пользователей. С одной стороны, темпы прироста не назовешь высокими, но с другой стороны расти с такой высокой базы уже крайне тяжело. Соцсетью пользуется более половины населения страны! Аудитория Одноклассников стагнирует, а серьезный потенциал для роста числа пользователей остается, пожалуй, только в Дзене, который в прошлом году был получен от Яндекса в обмен на Delivery Club.
📈 Выручка сегмента соцсетей выросла на 21,8% по итогам года за счет роста доходов от онлайн-рекламы. Именно в эту цифру зашиты те средства, которые компания получила за счет ухода иностранных платформ.
📉 EBITDA сегмента выросла на 3,6% г/г, рентабельность сократилась с 39,5% до 33,6% на фоне масштабных запусков новых продуктов и обновлений, повышенных маркетинговых расходов и затрат на наем нового персонала. Компания пожертвовала текущей рентабельностью ради захвата рынка и развития новых направлений, что в текущей ситуации выглядит разумной тактикой, нацеленной на долгосрочное развитие.
🤓 В сегменте образовательных технологий выручка за год показала очень слабый прирост, всего 4%. Основная волна популярности курсов по обучению на программистов постепенно сходит. Зато сегмент вышел на операционную прибыльность, пусть и с символической рентабельностью.
📈 Сегмент технологий для бизнеса вырос на 82,6% г/г по выручке и в 10,6 раз по EBITDA, но это рост с очень низкой базы.
📊 Общая выручка VK по итогам года выросла на 19,3%. EBITDA увеличилась на 8,9%. Чистый убыток сократился с 15,3 до 2,9 млрд рублей. Основной вклад в чистую прибыль внесла переоценка долей совместных предприятий, убытки от которых VK скинул с баланса в 2022 году (СП со Сбером). Чистая прибыль не самый подходящий показатель для анализа холдинга VK, так как он включает в себя большое количество бумажных статей. На данном этапе развития лучше ориентироваться на выручку и EBITDA.
❗️Показатель ND/EBITDA составил 3,8x, что для IT- компании достаточно много. Это говорит о том, что бизнесу не всегда хватает собственной маржинальности и денежного потока для развития.
🧮 В моменте показатель P/S составляет 1,08. А EV/EBITDA = 9,1x. Относительно выручки компания стоит недорого, а вот второй мультипликатор высоковат, сказывается выросшая долговая нагрузка.
🇷🇺 Финансовые результаты ВК смотрятся противоречиво. Кажется, что компания еще не смогла выжать максимум из сложившейся ситуации. Однако не будем делать поспешных выводов. Ближайший год-два могут стать для VK определяющими, с точки зрения финансовых показателей и стратегии развития.
📌 VK, как квазигоскомпания, рано или поздно перерегистрируется в РФ, о чем уже ходят разговоры. Покупка расписок на акции эмитента несет дополнительные риски, стоит об этом помнить.
Следить за всеми моими обзорами и новостями в оперативном режиме: Telegram, Вконтакте, Дзен, Смартлаб