✅Основные деньги по-прежнему приносит сегмент «Социальные сети и контентные сервисы». Название изменили, но суть старая: сюда входят Вконтакте, Одноклассники, Почта Мэйл.ру, с недавних пор еще Дзен (в него же интегрированы бывшие Яндекс.Новости), а также всякая прилагающаяся к ним мелочь
👨💻Появился новый сегмент «Технологии для бизнеса». Это всякие модные сейчас платформенные сервисы, которых VK предлагает в большом изобилии. Раньше они входили в «Новые инициативы», и выделение выглядит логично: направление специфическое и уже достаточно объемное.
📚Сегмент «Образовательные технологии» закрепился на небольшой положительной ебитде, но никакой заметной динамики не показывает и никаких ожиданий не формирует. Что он есть, что нет – никак не ощущается
📉«Новые инициативы» теперь называются «Новые бизнес направления». Суть старая: многочисленные растущие проекты разных размеров и форматов, из которых возможно однажды что-нибудь да вырастет – а может и нет. Что плохо – в отличие от Яндекса, в портфеле роста VK не видно потенциальных «многократников», которые могут выстрелить и потащить всю компанию, и опыта создания таких проектов в прошлом у компании тоже нет
Важные изменения в компании (VKCO) мы обсудили в разборе отчета за 3кв’22. Кроме того:
🔹ВК выкупили в общей сложности 66% от своих лондонских облигаций, номиналом ~$263 млн. (выкупали с дисконтом). Разумеется, деньги на это пришлось занимать, откуда бы им взяться в компании, которая не зарабатывает
Но это еще мелочи: общий долг за год вырос намного сильнее, в частности – краткосрочных кредитов добавилось на 80 млрд. руб. (долг/EBITDA LTM = 3,5) Как пояснили в компании – деньги вложены в рост, в новые продуты и маркетинг
🔹Конечно, рефинансировать их в 2023 году ВК сможет, но ни о структуре этих вложений, ни о том, когда ожидать результат, ни тем более каким его можно ожидать – информации у нас нет
‼️В итоге финансовые расходы по итогам 2022 почти утроились с 4,2 до 12,4 млрд. – в основном за счет процентов по кредитам. Нелегкий довесок для убыточного бизнеса
🔹Зафиксировали намерение переезжать в российскую юрисдикцию. Пока на словах и без конкретного плана действий, но с учетом близости ВК к государству – уверен, что этот переезд состоится быстро, насколько это возможно. Другое дело, что принципиальных изменений для акционеров он не принесет: на дивиденды от ВК в ближайшие годы рассчитывать точно не стоит. Но хотя бы уйдет риск владения расписками, это пока единственный однозначный позитив по компании
По итогам 3кв’22 мне нравились изменения в VKCO. Не настолько, чтобы покупать акции, но все же. А вот годовые результаты – получились откровенно слабые. С одной стороны, умирающий Мейл.ру времен Усманова удалось переформатировать в нечто жизнеспособное. С другой – подарком в виде очищенного от сильных конкурентов рекламного рынка ВК в полной мере так и не воспользовался. Хорошо, что подарок не разовый, а длящийся, и возможность добрать таки свое у компании пока еще осталась
⚠️Сможет ли Вконтакте (именно соцсеть, как главная и единственная движущая сила) показать новый виток роста – станет ясно в течение 2023-2024 года. Шансы есть, особенно при дальнейшем вытеснении конкурентов, но это крайне ненадежная история, и своих денег на нее ставить уж точно не хочется. Прочие сегменты VKCO еще менее интересны. Чуть выделяется облачный тех, но его доля в компании совсем небольшая
➡️А еще, Кириенко обещал подготовить новую стратегию развития VK до конца 2022 года – и в ней можно было бы при желании накопать каких-то новых аргументов «за». Но, к сожалению, документ мы до сих пор не увидели – и этот факт красноречивее любых перетасованных отчетов с цифрами говорит нам о положении дел в компании прямо сейчас
✅Еще мои мысли по рынку: https://t.me/mozginvest
Обзор — дерьмо!!
Они не потратили все 80 ярдов, у них денежная позиция более 45 ярдов.
Доля Просус- свое не отыграла, зачем ее купил менеджмент???
Навряд -ли, если думают, что компания умирающая…
Сейчас VK все хейтят, а я в нее верю, набираю позицию.
Если честно, мне приятно вкладываться в VK, они делают правильные с моей точки зрения вещи, отказываются от хайповых, но убыточных проектов, фокусируются на простых и прибыльных сегментах — реклама и инфобизнес.
При этом VK участвует в гос.проектах и импортозамещении, пользуется взаимной государственной поддержкой.
В пустоту — почему гугл и фейсбук такие прибыльные организации, потому что реклама через них эффективнее для рекламодателя за счет таргетинга, с одной стороны, и маржинальнее для гугла/фейсбука, потому что можно за одно и то же рекламный показ задрать цену в 10х. Поэтому гугл/фейсбук создают бесплатные сервисы, типа почты, мессенджеры, ассистенты и т.д., чтобы больше знать о своих клиентах.
А теперь посмотрите на глубину интеграции VK и Госуслуг — через VK можно показать права инспектору, получать уведомления от Госуслуг. Это значит, что VK получает о клиентах официальную достоверную информацию, и при этом также как и фейсбук еще индексирует вашу переписку, почту, любимую музыку, облако и т.д.
С апреля запустят цифровой рубль, я почти уверен, что центральным местом для оплаты и управления цифровым кошельком станет VK и получит всю информацию о ваших покупках, подписках и т.д., я почти уверен, что почта VK станет официальной для граждан для общения с органами власти, в том числе налоговой и т.д. и получит достоверную информацию о вашем финансовом состоянии.
RuStore станет обязательным магазином приложения на всех телефонах, продаваемых в России, это даст им доступ о приложениях на вашем телефоне, использовании телефона и т.д.
Все это вместе даст им потрясающий объем информации о клиентах — официальной, финансовой, личной. Сколько будет стоить таргетинг на базе всей этой информации?
Скорее всего это потребует несколько лет, может даже 5+ лет. Меня устроит итоговая доходность 15% в год, если VK через 5 лет удвоится, я буду доволен.
Белуга же все здесь нравиться?