Россия собрала огромный флот танкеров, чтобы обойти западные санкции. Они с трудом справляются с доставкой грузов, пишет нефтяной стратег Bloomberg Джулиан Ли.
Но по мере того, как флот российских и дружественных России танкеров совершает эти дальние перевозки, он растягивается, в результате чего страна снова все больше зависит от судов, принадлежащих европейским владельцам. Это важно, потому что им запрещено перевозить российскую нефть — и они не могут получить для этого страховку — если груз стоит более 60 долларов за баррель.
До введения запрета на импорт сырой нефти в ЕС и сопутствующего ему ограничения на цены G7 почти половина российского экспорта сырой нефти из ее западных портов перевозилась на судах, принадлежащих европейским фирмам. Эта доля сократилась примерно до одной четверти в первый месяц после вступления в силу санкций 5 декабря и была заполнена собственными судами России и кораблями теневого флота, обозначенными как «неизвестные» на приведенной выше диаграмме.
Но на второй месяц большинство дружественных России судов все еще совершали свои первые послесанкционные рейсы. Из-за нехватки танкеров для поддержания потока доля торговли, осуществляемой европейскими судами, увеличилась до более чем одной трети.
Цифры будут постоянно обновляться. Большинство танкеров российского и теневого флота сейчас возвращаются после выгрузки своих грузов в Индии, поэтому вполне вероятно, что их доля в российских перевозках снова вырастет в феврале, но после этого зависимость от европейских судов может снова возрасти.
В начале 2022 года европейские покупатели забрали 89% нефти, отгружаемой из портов на западе России, Индия почти ничего не приобрела. Год спустя положение изменилось на противоположное: 85% поставок направлялись в порты Индии и только 6% оставались в Средиземноморье.
Это сильно повлияло на среднее расстояние, которое приходится преодолевать российской нефти, чтобы доставить ее покупателю, что, в свою очередь, увеличило продолжительность нахождения грузов на воде и количество судов, необходимых для поддержания потока.
Средневзвешенный торговый путь партии российской нефти, экспортируемой с основных экспортных терминалов страны на Балтике, увеличился с менее чем 3000 миль в январе 2022 года до более чем 9000 миль годом позже. Первоначальное увеличение было вызвано падением потоков к клиентам в Балтийском регионе — Польше, Литве, Финляндии и Швеции — и в Северной Европе — в основном в Нидерландах и Германии. Сначала их заменили покупатели в Средиземноморье, где нефтеперерабатывающий завод, принадлежащий ПАО «Лукойл», увеличил переработку российской нефти.
К апрелю Индия стала крупным покупателем российской балтийской нефти, и Китай также приобрел значительные объемы. Колебания на этих двух рынках определяли средневзвешенное расстояние по сделкам летом 2022 года.
Спад поставок в Средиземное море в последние месяцы 2022 года, когда 5 декабря вступил в силу запрет на импорт из Европейского союза, привел к тому, что почти все грузы были отправлены в Азию, в результате чего средняя поездка достигла нынешнего уровня.
www.bloomberg.com/news/articles/2023-02-16/drug-trafficking-hub-is-used-to-obscure-russian-oil-report-says