7 марта цена никеля на LME взлетела на 250% с лишним чуть больше чем за сутки, после чего биржа остановила торги и отменила сделки, заключенные на протяжении нескольких часов до этого. В противном случае — объясняет LME — на следующий день (8 марта) объем маржин-коллов, т. е. требований о довнесении денежных средств для удержания позиций, составил бы $19,75 млрд, а как минимум семь участников клиринга обанкротились бы.
График цены никеля на LME интервалами 1 час
Лондонская биржа металлов (LME) опубликовала документ, который в наиболее полной на сегодняшний день форме объясняет причины, побудившие площадку остановить торги никелем в марте и отменить сделки на миллиарды долларов.
Напомним, что 7 марта цена никеля на LME взлетела на 250% с лишним чуть больше чем за сутки, после чего биржа остановила торги и отменила сделки, заключенные на протяжении нескольких часов до этого. В противном случае — объясняет LME — на следующий день (8 марта) объем маржин-коллов, т. е. требований о довнесении денежных средств для удержания позиций, составил бы $19,75 млрд, а как минимум семь участников клиринга обанкротились бы. Причиной взлета цен на никель послужили опасения запрета на поставки металла из России, которые спроцоцировали масштабный шорт-сквиз.
По словам тогдашнего директора LME Адриана Фарнхама, указанное выше развитие событий спровоцировало бы «смертельную спираль»: сама биржа получила бы убыток в $2,6 млрд и была бы вынуждена требовать $1,22 млрд от оставшихся участников клиринга, что обанкротило бы и их.
«LME не смогла бы функционировать в качестве торговой площадки цветными металлами, что создало бы риски для более широкой финансовой системы», — объясняет Фарнхам.
В результате этих событий тройной медвежий ETF на никель (WisdomTree Nickel 3x Daily Short, тикер: 3NIS), созданный таким образом, чтобы приносить владельцам паев трехкратную прибыль в случае снижения цен на никель, прекратил свое существование.
Теперь бирже предстоит противостоять искам на сотни миллионом долларов, поданным к ней как минимум двумя компаниями: Elliott Investment Management и Jane Street. Истцы утверждают, что LME действовала ненадлежащим образом, отменив многочисленные сделки.