Министерство финансов Узбекистана опубликовало закон о государственном бюджете на 2023 год, который был одобрен Законодательной палатой 22 декабря и направлен на рассмотрение в Сенат Олий Мажлиса. Как мы сообщали ранее, проект документа, как и в прошлом году, не был опубликован для общественного обсуждения на портале СОВАЗ.
Проект госбюджета на 2022 год и целевые показатели бюджета на 2023−2024 годы (PDF) разработаны на основе прогноза основных макроэкономических показателей.
№ |
Показатели |
Прогноз на 2023 год |
Целевые ориентиры |
|
2024 год |
2025 год |
|||
1. |
Валовый внутренний продукт, млрд сумов |
1 068 044 |
1 235 398 |
1 411 965 |
2. |
Темп роста валового внутреннего продукта, % |
5,3 |
5,6 |
6,0 |
3. |
Индекс потребительских цен к декабрю прошлого года, % |
9,5 |
5−6 |
5 |
4. |
Темп роста промышленной продукции, % |
5,1 — 6,9 |
6,0 |
7,2 |
5. |
Темп роста производства в сельском, лесном и рыбном хозяйствах, % |
3,5 |
3,7 |
3,9 |
6. |
Темп роста розничного товарооборота, % |
6,7 |
6,2 |
6,0 |
Объем валового внутреннего продукта (ВВП) в 2023 году прогнозируется на уровне 1068 трлн сумов (1,068 квадриллиона), что выше первоначального целевого ориентира (972,7 трлн сумов). По прогнозам темпы роста ВВП составят 5,3% (против целевого ориентира 6,2%). Ожидается, что рост будет обеспечен за счёт увеличения промышленного производства на 5,1−6,9%, сферы услуг — на 6,7%, сельского хозяйства — 3,5%.
В 2022 году, как ожидается, уровень инфляции составит около 12% (ранее прогнозировалось на уровне 9%), а в 2023 году показатель должен снизиться до 9,5%.
«Достижение этих показателей развития предполагается за счёт качественного продолжения начатых в каждой сфере структурных реформ», — заявили в Минфине.
По данным министерства, в соответствии со стратегией развития Нового Узбекистана на 2022−2026 годы, предусматривается реализация налогово-бюджетной политики со следующими приоритетами:
№ |
Показатели |
Прогноз на 2023 год |
Бюджетные ориентиры на: |
|
2024 год |
2025 год |
|||
I. |
Доходы консолидированного бюджета |
310 677,9 |
353 697,8 |
397 219,4 |
1. |
Доходы государственного бюджета |
232 107,1 |
269 965,6 |
309 829,9 |
2. |
Доходы государственных целевых фондов * |
41 250,7 |
46 793,8 |
50 609,2 |
3. |
Поступления в Фонд реконструкции и развития |
11 712,0 |
11 394,2 |
9 959,0 |
4. |
Доходы внебюджетных фондов бюджетных организаций |
25 608,1 |
25 544,1 |
26 821,3 |
II. |
Расходы консолидированного бюджета |
343 212,6 |
387 197,1 |
428 363,6 |
1. |
Расходы государственного бюджета * |
227 866,6 |
255 324,1 |
285 570,5 |
2. |
Расходы государственных целевых фондов |
70 212,9 |
77 565,2 |
85 342,8 |
3. |
Расходование средств Фонда реконструкции и развития |
11 712,0 |
17 474,6 |
17 765,5 |
4. |
Расходы внебюджетных фондов бюджетных организаций |
25 608,1 |
25 033,2 |
26 284,9 |
5. |
Расходы на государственные программы за счёт внешнего долга |
7 813,0 |
11 800,0 |
13 400,0 |
III. |
Трансферты в государственные целевые фонды |
29 867,6 |
34 341,7 |
37 775,5 |
IV. |
Сальдо консолидированного бюджета (профицит +, дефицит -) |
-32 534,7 |
-33 499,3 |
-31 144,3 |
V. |
Сальдо государственного бюджета и государственных целевых фондов |
-24 721,7 |
-16 129,8 |
-10 474,1 |
VI. |
Погашение государственного долга |
19 173,7 |
31 498,8 |
26 657,5 |
* Без учёта межбюджетных трансфертов.
Консолидированные доходы госбюджета (доходы госбюджета, доходы государственных целевых фондов и поступления в Фонд реконструкции и развития) на 2023 год планируются на уровне 310,7 трлн сумов (на 22% больше утверждённого прогноза на 2022 год и на 12,3% больше бюджетных ориентиров на 2023 год).
При этом консолидированные расходы госбюджета могут составить 343,2 трлн сумов (на 22,4% и 12,6% больше), что на 10,4% больше консолидированных доходов. Этот показатель составляет 32,1% ВВП, государство берет 1 сум из каждых 3 сумов, созданных экономикой, и перераспределяет их по своему усмотрению.
Доходы госбюджета на следующий год оцениваются в 232,1 трлн сумов, расходы — 227,8 трлн сумов.
Для повышения охвата бюджета и обеспечения полноты в соответствии с международными стандартами управления государственными финансами, с 2021 года в состав консолидированного бюджета включены планируемые расходы на государственные программы за счёт внешнего долга. В 2023 году эти расходы прогнозируются в размере 7,8 трлн сумов (в 2022 году планировалось 10,1 трлн сумов).
В результате в следующем году бюджеты госбюджета и государственных целевых фондов запланированы с дефицитом в размере 24,7 трлн сумов, или 2,3% к прогнозируемому ВВП, а дефицит консолидированного бюджета — 32,53 трлн сумов, или 3% к прогнозируемому ВВП. Дефицит продолжит расти в 2024 году и снизится в 2025-м.
Кроме того, устанавливается, что размер остатка госдолга, привлечённого от имени и под гарантию Узбекистана, не должен превышать 60% к ВВП текущего года.
При этом в 2023 году предельный чистый объём новых годовых соглашений по привлечению внутреннего и внешнего долга от имени и под гарантию Узбекистана планируется установить в размере 4,5 млрд долларов, из них для финансирования дефицита госбюджета — 2 млрд долларов, для финансирования инвестиционных проектов — 2,5 млрд долларов.
Ограниченный чистый объём государственных ценных бумаг, выпущенных от имени Узбекистана, планируется определить на уровне 17 трлн сумов. Предлагается не включать в него государственные ценные бумаги, выпущенные в течение финансового года и погашенные в текущем году.
Закон определяет правила распределения налогов и неналоговых доходов между бюджетными единицами. Как и в текущем году, в бюджеты районов и городов в полном объёме зачисляются следующие виды налогов:
Распределение налогов в республиканский бюджет Каракалпакстана, областных бюджетов регионов и городской бюджет Ташкента осталось прежним, за исключением одного дополнения. Поступления по акцизному налогу на услуги мобильной связи, табачную и алкогольную продукцию, включая пиво, в соответствии с долей численности населения, областей и Ташкента в численности населения республики по состоянию на 1 июля года, предшествующего соответствующему финансовому году. При этом невыполненная часть прогноза по этим доходам будет покрываться из республиканского бюджета, а если будет превышение, то оставлено на усмотрение республиканского бюджета.
Увеличились доли по некоторым налогам, зачисляемым в республиканский бюджет Каракалпакстана, областных бюджетов регионов и городской бюджет Ташкента:
№ | Показатели | Прогноз на 2022 год | 2023 | Разница |
Доходы республиканского бюджета |
162 587,00 | 183 477,80 |
20 890,80 | |
1 | Прямые налоги | 44 342,00 | 47 162,10 |
2 820,10 |
1.1 | Налог на прибыль | 35 448,60 | 37 269,40 |
1 820,80 |
из них, по НГМК и АГМК | 22 886,20 | 16 518,10 |
-6 368,10 | |
1.2 | Налог на доходы физических лиц | 8 893,40 | 9 892,70 |
999,30 |
2 | Косвенные налоги | 69 814,40 | 84 515,50 |
14 701,10 |
2.1 | Налог на добавленную стоимость (НДС) | 53 300,00 | 63 775,40 |
10 475,40 |
2.2 | Акцизный налог | 11 687,80 | 13 988,10 |
2 300,30 |
2.3 | Таможенная пошлина | 4 826,60 | 6 752,00 |
1 925,40 |
3 | Ресурсные платежи и налог на имущество | 13 760,30 | 14 780,10 |
1 019,80 |
3.1 | Налог за пользование недрами | 13 760,30 | 14 780,10 |
1 019,80 |
4 | Дивиденды (без учёта налога на прибыль с доходов в виде дивидендов) | 30 222,30 | 29 532,20 |
-690,10 |
из них, по НГМК и АГМК | 27 031,90 | 25 532,20 |
-1 499,70 | |
5 | Прочие доходы и другие неналоговые поступления | 4 448,00 | 7 488,00 |
3 040,00 |
В 2023 году прогнозируются поступления по НДС в размере 63,8 трлн сумов (по данным Минфина, в 2022 году было 52,4 трлн сумов, хотя прогнозировалось 53,3 трлн сумов) или рост на 21,6%. При этом ожидается небольшой рост на налогу на прибыль (5,1%) из-за снижения поступления от Навоийского и Алмалыкского горно-металлургических комбинатов.
Подробнее с текстом закона можно ознакомиться по ссылке.
Как мы сообщали ранее, Законодательная палата обсудила и одобрила госбюджет Узбекистана на 2023 год менее чем за 3 часа (если суммировать общее время трёх чтений). Сам проект закона поступил в палату меньше недели назад и не прошёл общественное обсуждение. Документ был принят практически единогласно и без критики.
www.gazeta.uz/ru/2022/12/22/budget-2023/