Вчера в телеграм-канале Смартлаба был проведён опрос по высокодоходным облигациям сектора МФО.
В продолжение него суммировали некоторые наблюдения по этому сектору.
2022 год не отразился негативно на МФО
Как мы видим в обзоре ЦБ по итогу 3 квартала, по отчетностям самих компаний и по другим оценкам, третий квартал 2022 года оказался достаточно спокойным для микрофинансовой отрасли. Выдачи продолжили восстанавливаться, что положительно сказалось на рентабельности компаний. Есть прогнозы по тому, что этот тренд продолжится.
В конце сентября начало мобилизации и связанные с ней регуляторные изменения активно обсуждались в контексте влияния на отрасль. Насколько это все повлияет на бизнес МФО, мы узнаем по итогам четвёртого квартала 2022 года, когда они будут подведены, но предварительные оценки экспертов и комментарии самих компаний не оценивают влияние как критическое.
Текущий ландшафт МФО или отдельные нюансы
Сектор МФО рассматривают зачастую однообразно. При этом – он неоднороден. И эта неоднородность демонстрирует отличия в трендах и подходах к оценке отдельных показателей.
Неоднородность определяется бизнес-моделью компаний. Верхнеуровнево их на рынке представлено две: беззалоговая и залоговая. Большая часть МФО существует в первой. Во второй, залоговой, компаний очень мало – CarMoney, которая занимает около 70% залогового сегмента, а также «Кэшдрайв» и «Ваш финансовый партнер», залоговый продукт есть в линейке «Быстроденьги», на которых приходится незначительная доля в этом сегменте.
Один из последних наглядных примеров различий влияния на деятельность МФО в зависимости от их модели – закон, ограничивающий для МФО максимальную ежедневную процентную ставку до 0,8% (сейчас действует 1%), который должен вступить в силу с 1 июля 2023 года. Так, залоговый сегмент МФО, работающий изначально в ставках существенно ниже беззалогового, не попадает под ограничения этого закона.
Ещё один такой пример — макропруденциальные лимиты, установленные ЦБ с января 2023 года. Эти ограничения на объем выдаваемых кредитов касаются только необеспеченных займов и не ограничивают бизнес залоговых МФО.
Базовые различия в зависимости от бизнес-модели МФО: залоговые и беззалоговые
▪ Срок и сумма займа
Деятельность МФО регулирует Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» от 02.07.2010 № 151-ФЗ. Закон ограничивает максимальную сумму займов. Для ИП и юрлиц это 5 млн руб., для физлиц – 1 млн руб. (кроме МКК (микрокредитные компании, у которых несколько отличный контроль и положение на рынке), сумма займа которых до 0,5 млн руб.).
На деле до максимальной планки доходят далеко не все МФО. Чаще всего можно получить лишь микрокредит до зарплаты, где размер ограничен 20-30 тыс. руб., а срок составляет от 1 до 30 дней. Средний размер микрозайма не превышает 10 тыс. рублей.
Одно из основных отличий залоговой от беззалоговой модели бизнеса:
— Заем в МФО, работающих по залоговой модели, по своему размеру и сроку сопоставим с банковским потребкредитом (200-300 тыс. рублей).
— Срок залогового займа будет составлять в среднем больше года (до 4 лет у крупных МФО).
▪ Ставки
Процентный пласт ставок у классических беззалоговых МФО 100%+ годовых. Разброс довольно значительный: от 100-200% годовых по долгосрочным займам (IL) и вплоть до 365% годовых по займам «до зарплаты» (PDL).
— Такие ставки оправданы: в ставку у компаний беззалогового сегмента заложены риски невозврата и достаточно высокая стоимость привлечения фондирования (нет доступа к средствам ЦБ, в отличие от банков).
— Снижение пороговой ставки до 0,8% (в день) и предельной суммы начисления процентов может создать риск для бизнес-моделей беззалоговых МФО.
Залоговые МФО, которые выдают автозаймы, оставляя залог в пользовании клиента, действуют в пласте ставок вокруг 80% годовых. Риски на 200% хеджируются залогом (авто), что позволяет выдавать займы по кратно более низким ставкам, чем классические МФО. Этот продукт первым на рынке начал предлагать финтех-сервис CarMoney.
Здесь ключевое отличие двух моделей: у залоговых МФО ниже чувствительность к кризисам с точки зрения рисков. Наличие залога позволяет даже в кризисное время не повышать требования к заемщикам, не поднимать ставки по займам, не снижать объемы выдач.
Диверсификация привлекаемых инвестиций
Разные источники фондирования важны и нужны при любой бизнес-модели МФО: и беззалоговой, и залоговой. МФО стремятся к диверсификации источников фондирования. И чем их больше, тем меньше риск-профиль компании. Те, кто может себе позволить все возможные для МФО источники фондирования, может лавировать между ними с приоритетом в сторону более дешевого.
Иногда компания внутри себя для оптимизации стоимости фондирования может отдавать предпочтение более дешевым для нее вариантам, что сказывается на активности работы с другими (например, снижение активности вокруг облигационного размещения по более высоким ставкам в ситуации, когда есть более дешевая кредитная линия банка).
И что же риски?
С точки зрения риск-профиля даже внутри высокодоходных облигаций МФО можно определять для себя более приоритетные компании. И оценивать как их бизнес-модель, так и источники фондирования, которые они используют.
Облигации – это история на 3-5 лет. И те компании, которые имеют больше шансов прожить этот период комфортно, как правило, имеют больший интерес со стороны инвесторов.
Кто и зачем будет закладывать авто со значительным дисконтом в МФО, когда можно относительно быстро продать его на всяких авито и карпрайсах?
Тем более сейчас, когда на рынке явный дефицит нормальных машин по адекватным ценам из-за санкций?
Но так вообще да, залоговая модель выглядит более разумной
Denis_Kazansky, залог — не панацея от дефолта в облигах МФО.
Недавние кейсы ПЮДМ и Ломбардмастера хотя бы.
Вроде ломбард, золото в залоге… но облигационеров не спасает...
Ключевое, почему люди берут автозайм, это то, что сама машина остаётся у них — она часто у них единственная, а зачастую она и средство заработка — они не могут ее продать.
Второе — да, скорость. Если задача получить деньги за полчаса, и нужно не 20-30 тр, а несколько сотен, то другой опции нет.