Довольно сложная Компания для разбора, официальный сайт Корпорации вообще перестал работать, всю отчетность спрятали, все покрыто туманом санкционной войны. Тем не менее давайте попробуем заглянуть, как вообще устроен Бизнес Корпорации и есть ли у него инвестиционные перспективы.
ВСМПО-АВИСМА (#VSMO) — вертикально-интегрированный мировой лидер по производству титановой продукции, слитков и всех видов полуфабрикатов из титановых сплавов. Компания образовалась в результате объединения двух предприятий в 2005 году: ОАО «ВСМПО» и ОАО «Ависма» в единую Корпорацию «ВСПМО-АВИСМА»
Корпорация «ВСМПО-Ависма» производит свои изделия из следующих металлов:
Титан. Основная статья экспорта, его доля в общих результатах более 90%. Данный металл особо ценится за низкую плотность в сочетании с высокой прочностью и отличной стойкостью к коррозии. Основной потребитель — это авиакосмическая промышленность, так как титановые сплавы могут функционировать при температурах от 0 до +600 °C, поэтому их используют в авиадвигателях для дисков, лопастей, валов и корпусов и т.п
Ферротитан. Это легирующий сплав железа и титана с минимальным по массе (20%) и максимальным (75%) содержанием титана, полученный путем восстановления или переплава.
Алюминий. Один из самых распространенных и дешевых металлов, его доля в общих результатах Корпорации около 2,5%.
Корпорация глубоко интегрирована в мировую авиакосмическую индустрию и является для многих компаний основным стратегическим поставщиком изделий из титана. Партнеры Корпорации — 450 фирм в 50 странах, в том числе ведущие мировые авиастроительные компании.
Несмотря на выпуск продукции из алюминия, магния, сплавов с железом, суммарная доля всей этой продукции довольна низка в общем пироге выпускаемой продукции и составляет порядка 9,5% от общей выручки Компании. Именно титан в широком смысле слова является основной продукцией Компании на который приходится около 90% всех заработанных денег, именно с титаном и нужно ассоциировать «ВСМПО-АВИСМА»
География деятельности
Несмотря на довольно большое количество дочерних структур, по сути Корпорация «ВСМПО-Ависма» — это два больших завода по обе стороны Уральского хребта. В Пермском крае, в Березниках, на «Ависма» выпускают титановую губку, а на «ВСМПО», в Верхней Салде, из этого сырья делают титановые слитки и полуфабрикаты. Остальное все это локальные и глобальные дистрибьютеры, связующие звенья между уральскими заводами и конечными потребителями титановой продукции в мире.
АВИСМА — химико-металлургическое предприятие, которое занимается производством титана губчатого. В состав предприятия входит комплекс производства магния, который далее используется в технологическом процессе восстановления титана из титаносодержащего сырья. Титан губчатый, произведенный в АВИСМА, служит сырьем для производства титановых изделий для ВСМПО. Химическая продукция, выпускаемая АВИСМА, является попутным продуктом при производстве титана губчатого и имеет множество сфер применения: металлургия и сельское хозяйство, нейтрализация кислых стоков и катализ в химической промышленности.
Здесь сразу же напрашивается технологический вопрос, каким образом получается этот самый «губчатый титан», который служит заготовкой для производства титановой продукции? Если кратко и не вдаваясь в технологические операции, для его производства нужна специальная титаносодержащая руда, которую обогащают и получают ильменитовый концентрат, из него в дальнейшем выделяют железо. Все это подвергают хлорированию в специальных печах с добавлением магния, который в дальнейшем удаляется. На выходе получаем нужную нам «титановую губку», из которой и производят различную титановую продукцию.
Схема сильно упрощена, для общего понимания всего процесса.
Так вот, самый главный вопрос, это необходимое для получения титановой губки сырье, Компания ранее привозила на Урал со своего Демуринского ГОКа, расположенного… на Украине, в Днепропетровске. Все это происходило по сложной схеме, сам ГОК был зарегистирован в кипрском оффшоре, однако конечным его бенефициаром был российский миллиардер, заместитель председателя совета директоров ВСМПО-АВИСМА, с него сырье продавалось австрийской фирме, которая его поставляла в Россию. Весной этого года на активы предприятия был наложен на Украине арест, естественно никакие поставки с него давно не осуществляются. Также шли поставки с Вольногорского ГОКа в Днепропетровской области и Иршанского комбината в Житомирской области, эти украинские площадки работали в связке с российским производством с советских времен.Доля самого титанового сырья в себестоимости готовой продукции невелика и составляет порядка 10%., но что-то произвести без него невозможно.
Украинское сырье — с наиболее высоким содержанием титана, около 63%, поэтому производство титановой губки именно из него наиболее рентабельно.
Также под раздачу на Украине попала еще одна дочка Компании- «ВСМПО Титан Украина», расположенная в г.Никополе, производившая ранее титановые трубы
Всего на долю Украины, в 2020г. приходилось 83% титанового сырья, из которого в России производили титан! В 2021г. этот показатель снизился до 46% по данным ФТС, но все равно оставался очень значительным, как мы пониманием. Об этом ранее трубила в своем отчете «Счетная палата», но даже в сложные времена взаимоотношений между странами до 2022г, эти поставки были стабильными.
Сейчас со слов Минпромторга, украинские поставки замещены Вьетнамом, странами Африки, активно идет поиск площадок внутри России, решается вопрос с «Центральным титан-циркониевым месторождением в Тамбовской области», в 2022г. запустили первую очередь «Туганского месторождения ильменит-цирконовых песков» в Томской области. Каких-либо комментариев от самой Компании, как она справляется с замещением украинских поставок, упор на которые был десятилетиями нет, как обстоит дело на самом деле, покрыто санкционным туманом и возможностью не публиковать никаких данных.
Любопытна история с месторождением в Тамбовской области, это одно из крупнейших титановых месторождений в мире, в 2011 году «ВСМПО-Ависма» на фоне перебоев поставок сырья с Украины, тогда приобрела лицензию на это месторождение, но из-за больших капитальных вложений в его разработку, оно безхозно простаивало до 2019г., пока лицензию на его разработку, «ВСМП-АВИСМА» не продала Тамбовской области. Сейчас соответственно хочет выкупить ее обратно.
Среди основных поставщиков титанового сырья в Россию помимо Украины ранее были также США, Австралия, Норвегия, Мозамбик, Казахстан и Вьетнам.
Раз уж данные из отчета «Счетной палаты» привел, ниже также в таблице сведения по импорту сырья по другим полезным ископаемым для понимания сложности по некоторым позициям.
ВСМПО- предприятие полного цикла производства полуфабрикатов и титановых сплавов. Имеет крупнейший в мире плавильно-литейный комплекс, а также листопрокатное, кузнечно-штамповочное, трубопрофильное производства, цехи мехобработки штамповок и нестандартного оборудования. Именно здесь и рождается титановая продукция с добавленной стоимостью, производимая Компанией под конкретного заказчика и проект.
Помимо основных производств в Березниках и Верхней Салде, в целях расширения продуктовой линейки и усиления рыночных позиций Корпорация создала кооперацию с партнерами и ведет также деятельность на совместных предприятиях:
Airbus, который зависит от поставок титана из России больше чем на 60%, пока не объявлял об отказе от сотрудничества.
Данные, как и по всем другим показателям не очень свежие, ввиду закрытости всех показателей, но основное понимание точно дают.
Корпорация обеспечивала значительную долю потребностей мирового авиакосмического рынка, поставляя российским и иностранным заказчикам титановую продукцию в виде биллетов, плит, листов, крупногабаритных штамповок шасси и фюзеляжа самолетов, дисков, лопаток, колец авиационных двигателей и др.
Партнеры Корпорации на авиакосмическом рынке — ведущие авиа и двигателестроительные фирмы — Boeing, Airbus, Embraer, ОАК (вся российская авиапромышленность) и др.
Рынок индустриального титана развивался в предыдущем десятилетии не стабильно, демонстрируя то умеренный рост 3-4 %, то стагнацию. Резкие скачки были вызваны крупнейшими опреснительными проектами. Большая изменчивость спроса на этом рынке обусловлена зависимостью от развития индустриальных проектов. После замедления роста в 2009 — 2010 гг., индустриальный рынок не вышел на нормальный уровень развития вследствие отмены или переноса многих проектов в опреснении, энергетике, химической промышленности.
Данная ситуация связана с геополитической нестабильностью на Ближнем Востоке, а также опасениями в отношение атомной энергетики, вызванными аварией на ядерном реакторе Фукусима в Японии. Кроме того, сокращение спроса на опреснительном рынке вызвано усовершенствованием технологии обратного осмоса без использования титана, которая постепенно вытесняет технологии с использованием титана.
В целом ситуация на рынке характеризуется возрастающей конкуренцией, в результате агрессивной ценовой политике азиатских производителей наблюдается снижение цен на титановую продукцию.
Энергетика, прежде всего атомная, является сегодня достаточно крупным потребителем продукции из титана, главным образом в теплообменных системах, особенно на атомных электростанциях, работающих с морской водой.
После катастрофы в Японии во всём мире пересмотрели отношение к атомным электростанциям; Германия и Швейцария приняли решение об остановке реализации программ развития атомной энергетики.
В настоящее время, основные игроки на рынке атомной энергетики: Китай, Индия, Россия подтвердили дальнейшее расширение строительства атомных электростанций.
Химическая промышленность, использующая уникальные антикоррозионные свойства титана, является стабильным и перспективным потребителем данных материалов. Титан применяется в химической отрасли при производстве терефталевой кислоты, используемой в текстильной промышленности, хлора, каустической соды, удобрений, добыче и переработке никеля, золота, меди.
Добыча энергоносителей (нефти, газа, газоконденсата) в последние годы смещается в сторону морского шельфа. Титан является практически идеальным конструкционным материалом для морских буровых и добывающих платформ, райзеров, трубопроводных систем, систем пожаротушения и теплообменного оборудования, поскольку титан и его сплавы имеют абсолютную коррозионную стойкость в морской воде. Для строительства одной платформы требуется от 300 до 500 тонн титанового проката
Производство СПГ — также перспективное направление развития титанового рынка. Для строительства завода по производству СПГ требуется до 500 тонн титанового проката и до 20 тонн для танкера, перевозящего СПГ.
Медицина одна из наиболее стабильно развивающихся сфер применения титана. Ежегодные темпы прироста оцениваются в среднем в 2-3 %. Благодаря таким свойствам как высокая коррозийная стойкость, не токсичность, биологическая совместимость с тканями человеческого тела, высокие усталостные характеристики, титан широко используется для изготовления спинных имплантатов, эндопротезов суставов, элементов для лечения переломов, а также элементов медтехники. Основные факторы роста на этом рынке — увеличение числа пожилых людей в возрасте 65 лет и старше, особенно в развитых странах, и их желание продолжать вести активный образ жизни, а также широкое распространение и все большая доступность экстремальных, и как следствие травмоопасных, видов спорта.
Полных данных за 2021г. по направлениям реализации готовой продукции к сожалению нет. Ранее, по 2020г. на экспорт приходилось 66% титановой продукции, по 1 полугодию 2021г.- 62,22%
Распределение экспортных продаж титановой продукции по странам (регионам) в 2020 году было следующим:
По итогам 2020г. отгрузка титановой продукции на экспорт в натуральном выражении снизилась на 30 % в связи с кризисом, вызванным последствиями пандемии. По 1 полугодию 2021г. кризис продолжал отнимать довольно существенные объемы, Компания снизила выручку еще на 20% от ужасных показателей 2020г.
Основное снижение в экспортных поставках титановой продукции Корпорации пришлось на наиболее пострадавший от пандемии авиакосмический сектор титанового рынка, это напомню главная титаново-емкостная отрасль. Основные зарубежные заказчики — Boeing, Airbus, Embraer S.A., Rolls-Royce plc, Safran Aircraft Engines, Safran Aero Boosters, Safran Landing Systems, Collins Aerospace Systems, Uniti Titanium, Blades Technology Limited (BTL), Zimmer, Orchid Orthopedic Solution все продолжали и продолжают испытывать мягко говоря непростые времена.
Поставки технически чистого титана, потребляемого химической и энергетической промышленностью для производства теплообменного и технологического оборудования, которые осуществлялись в рамках совместного предприятия UNITI в США показывали положительную динамику, но глобально повлиять на общие положительные результаты конечно не могли.
В структуре экспорта, также главенствующая роль у авиакосмоса, на которую приходится 50% всего экспорта, еще 22% приходится на двигателестроение и 22% на индустриальное применение (химическая промышленность, энергетика, опреснение морской воды и нефтегазовая отрасль)
В отличие от экспортного направления и тяжелых времен для мировой дуополии «Боинг-Эйрбас», российский рынок авиакосмоса только начинает раскручивать моховик производства, обширные планы правительства по возрождению российских самолетов безусловно являются тригером для Корпорации и мало зависят от мировой конъюнктуры в моменте, отсюда и положительные данные по 1 полугодию 2021г… Внутренний рынок оказался в зеленой зоне, реализация в России в отличие от экспортного спада даже приросла порядка +6% к 2020г.
Основными заказчиками Корпорации на внутреннем рынке являются предприятия группы «Объединенная Авиастроительная Корпорация» (ОАК) и «Объединенная Двигателестроительная Корпорация» (ОДК).
Главными потребителями титана в индустриальном секторе российского рынка остаются предприятия АО «Объединенная Судостроительная Корпорация» (ОСК), которые придают положительную динамику спроса на продукцию из титана и титановых сплавов.
Именно 3 российских государственных монополиста ОАК, ОДК И ОСК потребляют на внутреннем рынке около 80% всего титана, который выходит из производственных цехов «ВСМПО-АВИСМА». Добавив сюда другие дочерние структуры «Ростеха» и «Росатома», получится и вовсе порядка 90% всех продаж в России по сути государству.
Сама Компания еще доукраинских событий, отмечала, что в титановой индустрии прогнозируется снижение уровня потребления. Резкое снижение темпов роста экономики США и стран Европы в результате пандемии, начавшаяся рецессия в экономиках, а также нестабильная геополитическая обстановка способствуют неопределенности и высокой волатильности рынка, что может внести негативные изменения в прогноз потребления титановой продукции в настоящем и ближайшем будущем.
Резюмируя по производственной части, Компания за последние годы испытала двойной шок, первый жесткий удар получила во время пандемии Covid, которая наложилась на параллельные проблемы с Боингом 737-max, самым массовым среднемагистральным самолетом. Катастрофическое падение авиаперелетов, отказ и пересмотр всех авиакомпаний своих планов. Второй удар, не менее жесткий, стали события на Украине, которые закрыли экспортные рынки в США и Британии, и потеря очень важных клиентов в лице «Boeing» и «Rolls-Royce». Думаю и «Airbus», имея бы замену, не раздумывая попрощался бы с российским титаном, по всей видимости доля российского металла у европейского самолетостроения будет только снижаться от квартала к кварталу.
На этом фоне, в диспозиции полной неопределенности и санкционного давления, наложенной на фундаментальные проблемы в авиакосмосе и двигателестроении, значительных финансовых и операционных потерях, котировки «ВСМПО-АВИСМА» с ноября 2020г. уже прибавили +216%, с 16 000 тыс за акцию разогнались до текущих 50 000 тыс за штуку, на пике летом показывали и вовсе 60 000 руб. После начало СВО на Украине, котировки значительно лучше рынка, от минимумов закрытия 24-25 февраля рост составил порядка 16%, акций в свободном обращении 9,73%
Проблем в стратегических титановых областях много, у Компании еще больше, но котировки вообще их не замечают, несмотря на серьезное падение выручки, прибыли, продаж готовой продукции, отказа от выплаты дивидендов. Ввиду закрытости отчетностей, что-то анализировать здесь нет смысла, люди покупают веру в будущее и покупают активно. Компанию по всей видимости ждет серьезная и долгая трансформация и значительная потеря рынков сбыта. В самом негативном сценарии, компания потеряет около 60% своего сбыта в США и Европу, заместить которую, даже при стремительном развитии гражданского и военного авиастроения и двигателестроения в России будет нереально на мой взгляд.Ну и Компания, хорошо это или плохо, но полностью на пути погружения в обоюдную зависимость с государством.
Мой прогноз будущего для Компании негативный, незыблемое сотрудничество с США и Европой для «ВСМПО-АВИСМА» подошло к концу, вопрос только времени, когда российский титан полностью уйдет из продукции Boeing и Airbus, текущие котировки запредельные, акции стоимостью в 50 000 руб за штуку, также вряд ли привлекательны для многих инвесторов среди физических лиц.
На этом пожалуй и все, обзор получился несколько скомканным, вокруг компании и текущего Бизнеса много неизвестного, но что есть, то есть.
Если понравился обзор, подписывайтесь на канал на удобных для Вас площадках (Телеграм, Вконтакте, Смартлаб, Тинькофф Пульс), делайте репосты, оставляйте комментарии и реакции, свои пожелания и предложения.
С уважением, Руслан. https://t.me/comodities_markets
хотя, я пока акции не рассматриваю.
обзор шикарен
Чей смотрящий сидит в Салде?
дадашов фархад, История предприятия начинается в 30-х годах прошлого века, тогда оно располагалось под Москвой, с началом ВОВ было перенесено на Урал, а поставки сырья из Украины, как Вы сами понимаете никакой заграницей не были тогда)
Связи с украинским сырьем существовали десятелетиями и никому в голову, не приходилось разрабатывать внутрироссийские месторождения. Под боком и Казахстан, с которого также довольно активно это сырье потребляли. После распада Союза поставки продолжали бесперебойно поступать аж до 2020г.
вечная вещь!.. гарантийный срок эксплуатации — 500 лет))
Оборудование-то там осталось?
Большое спасибо!
Очень интересный обзор!