Андрей Колесников
Андрей Колесников личный блог
22 сентября 2022, 17:10

Философия безмятежности. Учение Эпикура: “Четыре лекарства” или Тетрафармакос

 Философия безмятежности. Учение Эпикура: “Четыре лекарства” или Тетрафармакос. Джон Селларс


Что нам действительно нужно, чтобы быть довольными жизнью? 

Более двух тысяч лет назад об этом задумался древнегреческий философ Эпикур. 

Он спросил себя, чего мы хотим на самом деле и что нам необходимо, чтобы добиться желаемого. 

Его ответ был на первый взгляд простым: 

люди хотят наслаждений.


Сегодня мы склонны ассоциировать слово «эпикуреизм» с наслаждением от изысканных яств и вина, ненасытным удовлетворением телесных потребностей и декадентским потворством собственным слабостям. 

Но, Эпикура больше интересовали интеллектуальные, а не физические удовольствия, и в определенном смысле он больше думал об избавлении от страданий, нежели о самом удовольствии. 


В его ви́дении идеальной жизни основное внимание уделялось не удовлетворению потребностей тела, а скорее достижению такого состояния, в котором человек был бы свободен от всех душевных терзаний. 


Он называл его атараксия – это слово буквально означает «отсутствие тревог», но лучше перевести его как «безмятежность». 

Он считал, что именно к этому состоянию на самом деле стремится каждый человек, и утверждал, что знает, как его достичь.


Эпикур полагал, что в первую очередь необходимо выяснить причины наших тревог, а потом убедиться в их беспочвенности. 

В целом у нас нет особых поводов для беспокойства. 

Эпикур выделил четыре причины душевного напряжения и предложил доводы, чтобы их развенчать. 

Это побудило одного из поздних последователей учения Эпикура назвать его философию «четверолекарствием» – тетрафармакосом.


Эпикур был современником Зенона, основателя стоицизма, и в Античности эти две философские школы считались соперничающими. 

Действительно, эпикурейцы и стоики часто критиковали друг друга.


Античный философ-стоик Сенека часто цитировал и Эпикура, и римского поэта-эпикурейца Лукреция, считая, что слова обоих имеют общечеловеческую значимость. 

В начале XIX века Иоганн Вольфганг Гёте писал, что некоторые люди по натуре наполовину эпикурейцы, наполовину стоики, тем самым опровергая традиционное мнение, что эти две школы принципиально несовместимы. 


В наше время Альберт Эллис, основатель рационально-эмоциональной поведенческой терапии, причислял Эпикура вместе со стоиками Эпиктетом и Марком Аврелием к античным предшественникам современной когнитивной психотерапии.


И сегодня эпикуреизм может многому нас научить. 

В эти неспокойные времена он показывает путь к душевному равновесию. 

В атмосфере чрезмерного материального потребления он заставляет задуматься, много ли нам на самом деле нужно для хорошей жизни. 


В эпоху растущей социальной изоляции он напоминает о ценности дружбы. 

И, что важнее всего, в мире, перенасыщенном недостоверной информацией, он настаивает на значимости правды без прикрас.

(1. Философия как терапия).

«Пусты слова того философа, которыми не врачуется никакое страдание человека».

Так говорил философ Эпикур.

Он возглавлял свою философскую школу около сорока лет.

Сад Эпикура не был коммуной, и каждый член общины имел частную собственность. 


Вокруг фигуры философа сложился настоящий культ, как было с Буддой в Индии.

В обоих случаях – и с Буддой, и с Эпикуром – культ был выражением почтения к смертному человеку, который учил освобождению от страданий.

 

Диоген высек на стене собственное изложение философии Эпикура, а также подлинные слова учителя. 

Зачем он это сделал?

Все ради соотечественников, которым, по его замыслу, эпикурейская терапия могла пойти на пользу. 

Многие люди, пишет он, «страдают от распространенного недуга, имея ложные представления о вещах». 

Эта путаница, продолжает Диоген, поражает всё новые умы, поскольку люди заражают друг друга, как больные овцы. 

По задумке автора, надпись должна была, как снадобье, излечить от ложных представлений. 


Диоген был уверен, что его средство сработает, поскольку он сам и другие эпикурейцы уже опробовали его на опыте:


Мы изгнали страхи, которые неоправданно овладевают нами, а что до страданий, то от беспочвенных мы избавились полностью, а естественные сделали почти незаметными.


Эпикур доносил главные идеи своей философии в письмах к друзьям. 

Сохранились три таких письма: 

к Геродоту (не путать со знаменитым историком!) о физической теории;

к Пифоклу о метеорологии и 

к Менекею о вопросах этики, а в более широком смысле – о благополучной и счастливой жизни. 

Эти письма являются одним из главных источников наших знаний об учении Эпикура.


Как же достичь счастья? 

Путем преодоления двух родственных зол – нереализованных желаний и тревог о будущем. 

Эпикур считал, что в его философии содержится действенное средство против этих двух причин душевного смятения.


С его точки зрения, эпикуреизм, наравне со стоицизмом и буддизмом, исходит из того, что наши эмоциональные проблемы – это в первую очередь результат наших представлений о мире, а раз так, то они нам подвластны.


Эпикур настаивал: знание того, как устроен мир, освобождает.


Лукреций сравнивает себя с врачом, который покрывает сахаром свои пилюли. 

Способность философии преображать жизнь людей делает ее в глазах Лукреция величайшим достижением человечества, поскольку без нее невозможна спокойная и счастливая жизнь.



Помимо литераторов Гораций, Вергилия, почитателями философии Эпикура были и политические деятели Древнего Рима, в частности Брут и Кассий, которые вошли в историю как участники убийства Юлия Цезаря. 


Стоики обвиняли Эпикура в изнеженности. 

На самом деле философ жил очень скромно, обходился хлебом и водой, лишь изредка добавляя к ним кусок сыра, что воспринимал как роскошь.


Проблема заключается в том, что мы слишком часто все усложняем. 

А ведь ничего сложного нет: стремись к удовольствию и избегай боли. 

Вот и все.


Особенно важно для него различать удовольствия активные и статические. 

Можно видеть здесь различие между удовольствием от действия или процесса и удовольствием от определенного состояния или положения вещей, то есть радость «делать» в отличие от радости «пребывать». 

Так, цель не в удовольствии от еды, а в избавлении от страданий голода. 


Жажда удовольствий оказывается, по сути, стремлением унять страдания: 

не быть голодным, не мерзнуть, не болеть – словом, не ощущать ничего неприятного. 

Таким образом, эпикурейское наслаждение не имеет ничего общего с обжорством. 

Это достижение удовлетворения скромными, но необходимыми средствами.


Многие из нас тратят немало душевных сил, беспокоясь о возможной нехватке денег в будущем, при этом не нуждаясь в них на текущий момент. 


В то же время реальная физическая боль – ушибленный палец ноги или ломота в спине – какое-то время тревожит нас, но вскоре забывается. 

Мы хорошо справляемся с физической болью, но умудряемся страшно перенервничать, представляя ее в будущем (а ведь даже не факт, что нам будет больно). 

Получается, самые сильные страдания – это те, которые мы причиняем себе сами, – душевные. 


Это означает, что справиться с ними – тоже в нашей власти.

Именно душевные наслаждения, скорее, сделают нашу жизнь счастливой.


Итак, согласно Эпикуру, существует четыре типа наслаждений: 

активные телесные (такие как удовольствие от еды), 

статические телесные (от отсутствия чувства голода), 

активные душевные (от беседы с друзьями) и 

статические душевные (от отсутствия беспокойства о чем-либо). 


Философ утверждал, что все типы наслаждения хороши, но самый важный из них – последний: 

отсутствие тревоги, беспокойства или страха. 


В каком-то смысле Эпикур занимается тем, что «взвешивает» различные наслаждения и страдания и смотрит: 

что перевесит? 

Такой процесс иногда называют «гедонистическим исчислением». 


Эпикур говорил, что мы порой воздерживаемся от удовольствий, которые можем получить здесь и сейчас, или безропотно переносим страдания, потому что знаем, что в будущем это окупится. 


Как выразил это Гораций, пребывая в эпикурейском расположении духа, «ибо не в запахе яств, а в тебе самом наслажденье!». 


Неудивительно, что никакие ароматы и благовония не решают наших душевных проблем.


Представьте себе, каково жить, постоянно мучаясь от жадности и зависти. 

Должно быть, просто невыносимо. 

Если людям удается накопить достаточно денег и вещей, чтобы никому не завидовать, то, пишет Гораций, появляются новые тревоги:

Или приятно тебе, полумертвому в страхе, беречь их

Денно и нощно, боясь и воров, и пожара, и даже

Собственных в доме рабов, чтоб они, обокрав, не бежали!


Людям нужны только естественные и необходимые вещи. 

Все остальное – чисто покрасоваться. 

Человеку необходимо на самом деле очень немногое, и обеспечить себя этим очень легко. 


«Богатство, требуемое природой, – пишет Эпикур, – ограниченно и легко добывается; 

а богатство, требуемое пустыми вздорными мыслями, простирается до бесконечности». 


Не стоит попадать в ловушку «гедонистической беговой дорожки», гонясь за вещами ради все новых удовольствий. 

Как сам Эпикур говорил об этом, 

«ничего не достаточно тому, кому достаточное кажется малым».

Знание, основанное на философской рефлексии, служит ключом к душевному спокойствию.


Нет ничего плохого в том, чтобы пробовать самые изысканные блюда, 

главное – не требовать потом изысканности от каждого приема пищи.


Один из способов научиться ценить удовольствия – не злоупотреблять ими, даже когда выдается такая возможность. 

Получается, что в жизни не повредит определенная доля аскетизма. 


Проблема не в самих удовольствиях, а в том, что они воспринимаются как должное. 

Сам Эпикур однажды написал другу, что в большинстве случаев довольно простого хлеба и воды, но иногда очень приятно пороскошествовать, имея горшочек с сыром.

Таким образом, именно самодостаточность скромной жизни обеспечивает нашу свободу. 

(4. Радости дружбы)

Для большинства важнее всего отношения с другими людьми – друзьями, семьей, возлюбленными. 

Именно другие люди часто занимают центральное место в наших представлениях о том, как выглядит счастливая жизнь.


Нам достаточно знать, что есть люди, к которым можно обратиться в беде, даже если мы редко прибегаем к их помощи или не пользуемся ею вовсе. 

Как говорил сам Эпикур, нам нужна не сама дружеская помощь, а уверенность, что друзья нам не откажут.

Также дружба предлагает иную, гораздо более позитивную модель общественного устройства. Видимо, именно на ней была основана его собственная община – Сад.


Вот краткое изложение учения Эпикура, составленное Филодемом. 

Это так называемый тетрафармакос, буквально – «четверолекарствие»:

Бог не внушает страха,

смерть не внушает опасения,

благо легко достижимо,

зло легко претерпеваемо.


Остановимся на страхе перед Богом.

Бороться с этим страхом Эпикур, пожалуй несколько неожиданно, начинает с изучения метеорологии. 

Он явно считал метеорологию особенно важным предметом, полагая, что она поможет приблизиться к счастливой жизни. 

Наука о небесных явлениях не служит никакой иной цели, кроме безмятежности духа, писал он.

Состояние блаженства невозможно увязать с традиционным греческим представлением о богах как существах мстительных и склочных.


Итак, какими были боги в представлении Эпикура? 

Счастливыми и бессмертными.

Боги по сути своей похожи на людей, просто более могущественны. 

Поэтому они вознаграждают за хорошие поступки и наказывают за плохие; 

они сердятся, обманывают и ссорятся с другими богами.


Ведущим принципом философии Эпикура остается стремление к спокойной и безмятежной жизни. 

Его боги не интересуются делами людей, и поэтому нет никакой необходимости бояться наказания свыше в этой жизни или впоследствии. 

Но они также олицетворяют идеал спокойствия, к которому мы можем стремиться. 

Высшие существа во вселенной эпикурейцев наслаждаются мирной жизнью без тревог, следовательно, так могут и люди.


Главная идея: многие наши страхи и заботы произрастают из неполных или ложных представлений о том, как устроен мир. 

Изучая природу, понимаешь, что все происходящее во вселенной является результатом обычных физических процессов. 


Нет ни трагедий, ни несчастий, ни наказаний; 

есть только движение бесстрастной материи, которая сама по себе не представляет ничего страшного. 

Единственное настоящее зло – это страдание, для борьбы с которым у Эпикура были свои средства.

(6. Не бойся смерти)


Эпикур сказал: «Смерть не имеет к нам никакого отношения». 

Эта тема стала центральной для эпикурейской философии, поэтому можно предположить, что страх смерти был характерен для Античности и требовал осмысления.


Если смерть – это отсутствие любых чувств, то в ней нет ни наслаждения, ни страдания, поэтому она не является ни благом, ни злом. 

А если она ни то ни другое, а просто отсутствие ощущений, то ее не стоит бояться.

Отчасти проблема заключается в том, что мы не можем представить себе наше собственное небытие.


Нет ничего страшного в жизни тому, кто всем сердцем постиг, что в не-жизни нет ничего страшного.


Физическая боль бывает двух типов:

 либо терпимая, либо непродолжительная. 

С длительной, но умеренной болью можно справиться, и многие сносят ее без лишних жалоб. 


Сильная боль обычно быстро проходит. 

Если она очень сильна и не прекращается, то, по всей вероятности, это признак скорой смерти, которая естественным образом положит конец боли. 

В любом случае, какими бы ни были наши страдания, они обычно уравновешиваются удовольствиями, которые мы испытываем в то же самое время, пусть мы и не всегда отдаем себе в них отчет.


Вместо того чтобы тратить душевные силы на беспокойство о том, что случится после смерти, как долго мы проживем или что можем упустить, эпикурейцы предлагают нам сосредоточиться на удовольствии от той жизни, которая у нас есть и которую мы проживаем в настоящий момент. 

Вспоминая знаменитые слова Горация:

«ловите день» (carpe diem) и меньше тревожьтесь о том, что будет завтра. 


Ты, не будучи властен над завтрашним днем, откладываешь радость; 

а жизнь гибнет в откладывании. 


Карл Маркса посвятил эпикурейской философии свою университетскую диссертацию. 

Маркса привлекали рационализм и материализм Эпикура, а также его аргументы против суеверий.


Воспоминаний о былых радостях общения с другом было достаточно, чтобы поддержать Эпикура в тяжелые предсмертные часы. 

Те, кто видел, как он боролся с болезнью, явно были впечатлены, судя по тому, какие почести они воздавали философу после смерти.

Поддержать канал: https://boosty.to/kolesnikov

P.S. Telegram https://t.me/kudaidem2

VK https://vk.com/id170715284

Zen https://zen.yandex.ru/id/6228a9bdb2ff024222e4cab2

Youtube https://www.youtube.com/channel/UCrTyPO-n1ccPnf2mjMsUaJA

Подпишитесь — будем на связи и в курсе происходящего.

3 Комментария

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн