Камаз — крупнейший в России производитель грузовой техники с долей рынка более 40%. При этом, на внутренний рынок приходится более 90% продаж.
🚌 КАМАЗ — это не только привычные всем грузовики, компания выпускает: строительную технику, прицепы, отдельные компоненты для автомобилей. А еще в составе КАМАЗа есть интересный сегмент по производству автобусов под названием «НЕФАЗ», производящий электробусы, которые курсируют по московским улицам. Этот сегмент интересен темпами роста, количество реализованных автобусов в период с 2017 по 2020 год выросло с 699 до 1618 штук в год. Если тренд на электрификацию общественного транспорта в России получит дальнейшее развитие, это может стать драйвером роста для НЕФАЗа и КАМАЗа.
❌ Какие риски принесли санкции?
📌 Под запрет попал ряд товаров и технологий, связанных с военной техникой. Однако, говорить о полной потере доступа на западные рынки пока не преждевременно. В любом случае, как мы уже отметили выше, экспорт для КАМАЗа — не является основной частью доходов и даже полная ее потеря не станет катастрофой.
📌 Приостановила партнерство с КАМАЗом немецкая компания Daimler, которая владеет долей в 15% акций КАМАЗа. Информацию о возможной продаже своей доли Daimler опроверг, но не исключено, что немецкий концерн может вернуться к этому вопросу позже.
📌 Главная трудность для бизнеса может заключаться в потере доступа к некоторым видам комплектующих или проблемами с их доставкой. Часть из них российский автопроизводитель уже сейчас готов заместить российскими аналогами. Но нужно понимать, что полный процесс импортозамещения это дело не быстрое и эффект долгосрочного влияния пока оценить трудно.
🧮 Финансовые показатели и мультипликаторы
📊 Выручка компании достаточно стабильно растет, начиная с 2016 года. По итогам 2021 года выручка прибавила 25% г/г., а чистая прибыль выросла на 48%. Однако, чистая рентабельность у КАМАЗа исторически достаточно слабая и за последние годы редко когда превышает 2%, а иногда и вовсе приходится фиксировать убыток. Впрочем, низкая рентабельность характерна для большинства автопроизводителей не только в РФ.
📉 У КАМАЗа достаточно высокая долговая нагрузка. Соотношение чистый долг/EBITDA составляет примерно 4,9х. Процентные расходы — это еще один из факторов давления на маржинальность, особенно в период высоких ставок.
❗️В моменте компания оценивается недешево, почти в 15 годовых прибылей. Котировки КАМАЗа смотрятся достаточно уверенно и уже давно отыграли февральский провал. Скорее всего инвесторы закладывают в стоимость ожидания дальнейшего роста за счет захвата внутреннего рынка на фоне ухода иностранных игроков.
📉 Дивидендная доходность в акциях КАМАЗа исторически очень низкая. Для изменения ситуации необходим качественный рывок в чистой рентабельности, ну и конечно желание мажоритарного акционера в лице Ростеха.
🧐 В акциях КАМАЗа можно рассмотреть инвестиционную идею, связанную с еще большей монополизацией внутреннего рынка, а также ростом доходов от автобусного сегмента. Однако есть множество рисков, которые делают эту идею спорной, самые главные из которых: высокая стоимость, большая долговая нагрузка, вопросы с импортозамещением. Ну и конечно же риск, связанный с главным квазигосударственным акционером. Лично для меня пока риски превышают потенциальные профит, но продолжим следить за развитием событий, может быть чуть позже ситуация поменяется.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией!
Следить за всеми моими обзорами в оперативном режиме: Telegram, Вконтакте, Дзен, Смартлаб
спасибо за анализ!
никогда в их сторону не смотрел