Следующий срок пересмотра ставки: 16 июня 2022 года
MPC устанавливает денежно-кредитную политику для достижения целевого уровня инфляции в 2% и таким образом, чтобы поддерживать рост и занятость. На своем заседании, завершившемся 4 мая 2022 года, MPC большинством 6-3 проголосовал за повышение банковской ставки на 0,25 процентных пункта, до 1%. Те члены, которые находятся в меньшинстве, предпочли повысить банковскую ставку на 0,5 процентных пункта, до 1,25%.
Глобальное инфляционное давление резко усилилось после конфликта России и Украины. Это привело к существенному ухудшению перспектив роста мировой экономики и экономики Великобритании. Эти события значительно усугубили сочетание неблагоприятных шоков предложения, с которыми продолжают сталкиваться Великобритания и другие страны. Опасения по поводу дальнейшего нарушения цепочки поставок также возросли, как из-за вторжения России в Украину, так и из-за событий Covid-19 в Китае.
ВВП Великобритании, по оценкам, вырос на 0,9% в первом квартале 2022 года, что сильнее, чем ожидалось в февральском отчете по денежно-кредитной политике. Уровень безработицы снизился до 3,8% за три месяца до февраля и, вероятно, немного снизится в ближайшие месяцы, что согласуется с продолжающимся ужесточением на рынке труда и с запасом избыточного спроса в настоящее время. Опросы деловой активности в целом остались сильными. Однако из индикаторов розничных расходов и потребительского доверия появились признаки того, что сжатие реальных располагаемых доходов начинает оказывать давление на сектор домашних хозяйств. Ожидается, что уровень ВВП во 2 квартале в целом не изменится.
Двенадцатимесячная инфляция ИПЦ выросла до 7,0% в марте, что примерно на 1 процентный пункт выше, чем ожидалось в февральском отчете. Сила инфляции по отношению к целевому показателю 2% в основном отражает предыдущий значительный рост мировых цен на энергоносители и торгуемые товары, последний из которых обусловлен сдвигом мирового спроса в сторону товаров длительного пользования и сбоями в цепочке поставок.
Обновленные центральные прогнозы Комитета по активности и инфляции изложены в сопроводительном майском отчете по денежно-кредитной политике. Прогнозы обусловлены предполагаемым рынком путем повышения банковской ставки примерно до 2½% к середине 2023 года, прежде чем упасть до 2% в конце прогнозируемого периода. Предполагается, что фискальная политика будет развиваться в соответствии с объявленной политикой правительства. Предполагается, что оптовые цены на энергоносители будут следовать своим соответствующим фьючерсным кривым в течение первых шести месяцев прогнозов и останутся постоянными после этого, в отличие от фьючерсных кривых, которые в ближайшие годы будут снижаться. Вокруг этого предположения существуют существенные риски.
В майском отчете центральный прогноз ожидается, что инфляция ИПЦ продолжит расти в течение оставшейся части года, до чуть более 9% во 2 квартале 2022 года и в среднем чуть более 10% на своем пике в 4 квартале 2022 года. Большая часть этого дальнейшего повышения отражает более высокие цены на энергоносители для домашних хозяйств после значительного роста предельной цены Ofgem в апреле и прогнозируемого дополнительного значительного увеличения в октябре. Механизм ограничения цен означает, что требуется некоторое время для повышения оптовых цен на газ и электроэнергию и их соответствующих фьючерсных кривых, которые будут отражены в розничных ценах на энергоносители. Учитывая действие ограничения цен, инфляция потребительских цен, вероятно, достигнет пика позже в Соединенном Королевстве, чем во многих других экономиках, и поэтому может упасть позже. Ожидаемый рост инфляции ИПЦ также отражает более высокие цены на продовольствие, основные товары и услуги.
Базовый рост номинальных доходов вырос больше, чем прогнозировалось в февральском отчете, и ожидается, что он укрепится в ближайшие месяцы, учитывая дальнейшее ужесточение рынка труда и некоторое повышательное давление со стороны более высокой инфляции цен. Компании, как правило, ожидают сильного повышения своих отпускных цен в ближайшей перспективе после резкого роста своих расходов, причем многие сообщают о уверенности в том, что они смогут восстановить хотя бы часть своей маржи.
Тем не менее, в майском отчете центрального прогноза ожидается, что рост ВВП Великобритании резко замедлится в течение первой половины прогнозируемого периода. Это в основном отражает значительное негативное влияние резкого роста мировых цен на энергоносители и торгуемые товары на реальные доходы большинства британских домохозяйств и маржу прибыли многих британских компаний. Хотя уровень безработицы, вероятно, немного снизится в ближайшей перспективе, ожидается, что он вырастет до 5½% через три года, учитывая резкое замедление роста спроса. Избыточное предложение нарастает до 2 ¼% к концу прогнозируемого периода.
Поскольку денежно-кредитная политика направлена на обеспечение того, чтобы долгосрочные инфляционные ожидания были закреплены на уровне 2%, ожидается, что повышательное давление на инфляцию ИПЦ со временем рассеется. Предполагается, что мировые цены на сырьевые товары больше не будут расти в центральном прогнозе, глобальные узкие места со временем ослабнут, а ослабление роста спроса и создание избыточного предложения приведут к снижению внутреннего инфляционного давления.
Учитывая растущий рыночный путь для банковской ставки и текущую конвенцию MPC по прогнозированию будущих цен на энергоносители, инфляция ИПЦ, по прогнозам, упадет до уровня чуть выше целевого показателя в 2% через два года, что в значительной степени отражает ослабление влияния внешних факторов, и до 1,3% через три года.значительно ниже целевого показателя и в основном отражает более слабое внутреннее давление. Риски для прогноза инфляции оцениваются как смещенные в сторону повышения в эти моменты, учитывая риски более устойчивого роста номинальной заработной платы и установления внутренних цен, чем предполагалось.
В компетенции MPC ясно, что целевой показатель инфляции применяется во все времена, отражая примат стабильности цен в рамках денежно-кредитной политики Великобритании. Структура также признает, что будут случаи, когда инфляция будет отклоняться от целевого уровня в результате шоков и беспорядков. В последнее время экономика подвергается череде очень больших потрясений. Вторжение России в Украину — еще один такой шок. В частности, если недавние движения окажутся устойчивыми, как предполагают центральные прогнозы, очень высокие уровни мировых цен на энергоносители и торгуемые товары, нетто-импортером которых является Соединенное Королевство, обязательно окажут дополнительное давление на реальные доходы большинства британских домохозяйств и маржу прибыли многих британских компаний. Это то, что денежно-кредитная политика не в состоянии предотвратить. Роль денежно-кредитной политики заключается в обеспечении того, чтобы по мере того, как происходит эта реальная экономическая корректировка, она делала это таким образом, чтобы достичь целевого уровня инфляции 2% устойчиво в среднесрочной перспективе, минимизируя при этом нежелательную волатильность производства.
Последние события существенно усугубили как краткосрочный пик инфляции ИПЦ, так и потенциальное негативное влияние на активность и среднесрочное инфляционное давление. Тем не менее, учитывая текущую напряженность рынка труда, сохраняющиеся признаки сильного внутреннего ценового и ценового давления, а также риск того, что это давление сохранится, Комитет проголосовал за повышение банковской ставки на 0,25 процентных пункта на этом заседании.
Основываясь на своей обновленной оценке экономических перспектив, большинство членов Комитета считают, что некоторая степень дальнейшего ужесточения денежно-кредитной политики все еще может быть уместной в ближайшие месяцы. Существуют риски с обеих сторон этого решения и различные мнения среди этих членов о балансе рисков. MPC продолжит рассматривать события в свете поступающих данных и их последствий для среднесрочной инфляции.
Комитет подтверждает свое предпочтение в большинстве случаев использовать банковскую ставку в качестве активного инструмента политики при корректировке позиции денежно-кредитной политики. Поскольку банковская ставка в настоящее время повышается до 1% и соответствует предыдущему руководству MPC, Комитет рассмотрит вопрос о начале процесса продажи государственных облигаций Великобритании, удерживаемых в рамках механизма покупки активов. Комитет подтверждает, что решение о начале продаж будет зависеть от экономических обстоятельств, включая рыночные условия в то время, и что продажи, как ожидается, будут проводиться постепенным и предсказуемым образом, чтобы не нарушать функционирование финансовых рынков. Комитет признает преимущества предоставления участникам рынка ясности в отношении рамок любой потенциальной программы продаж. Поэтому Комитет попросил сотрудников банка поработать над стратегией продаж государственных облигаций Великобритании и представит обновленную информацию на своем августовском заседании. Это позволит Комитету принять решение на последующем заседании о том, начинать ли продажи.
www.bankofengland.co.uk/monetary-policy-summary-and-minutes/2022/may-2022