Газпромбанк Инвестиции
Газпромбанк Инвестиции Блог компании Газпромбанк Инвестиции
13 апреля 2022, 19:51

Роснефть: экспортер сырой нефти

Роснефть: экспортер сырой нефти

Россия является вторым по величине экспортером сырой нефти, которая поставила в 2021 году на страны ближнего и дальнего зарубежья 230 млн тонн нефти, или около 4,62 млн баррелей в день. По этому показателю она уступает только Саудовской Аравии, экспортирующей около 6,8 млн баррелей в день. Европа и Китай — основные направления сбыта российской нефти, на долю которых пришлось 47% и 30,6% поставок в 2021 году.

⛽️ Большая часть нефти и нефтепродуктов поступает по морю, но самый большой поток российской нефти в Европу — почти 1 млн баррелей в день — идет по 5000-километровому нефтепроводу «Дружба». Германия, Польша, Чехия и Венгрия больше всего зависимы от российской нефти, поскольку их нефтеперерабатывающие заводы получают сырье напрямую из нефтепровода, которому невозможно найти равнозначной по цене альтернативы.

💡 «Дружба» — крупнейшая в мире система магистральных нефтепроводов. Нефтепровод начинается в центральной России, где встречаются нефтепроводы, транспортирующие нефть из Сибири, Урала и Каспийского моря. В белорусском г. Мозырь «Дружба» разделяется на северную и южную ветви. Северная ветвь идет в Польшу и Германию. Южная пересекает Украину и в Ужгороде делится на «Дружбу 1», которая идет в Словакию. Там она снова разделяется: одна ветвь направлена в Чехию, другая — в Венгрию. 

💰 Российский участок принадлежит Транснефти, а за пределами страны «Дружба» является собственностью национальных компаний Беларуси, Польши, Чехии, Словакии, Германии, Латвии и Литвы. «Дружба» является центральным элементом европейской энергетической системы, обеспечивая прямые поставки почти полутора десяткам европейских НПЗ. Остановка «Дружбы» почти невозможна, поскольку повлечет для европейских стран потерю миллиардов долларов транзитных доходов и десятков тысяч рабочих мест.

Также это приведет к значительному росту стоимости топлива в регионах. Сегодня европейские НПЗ получают нефть напрямую из нефтепровода, ветви которого заходят непосредственно на территорию заводов. Альтернативные поставки нефти морским транспортом будут дороже за счет более затратной морской логистики, дополнительных затрат на перевалку нефти в портах погрузки и разгрузки, а также ее транспортировку ж/д или автотранспортом на НПЗ. Внезапный переход к поставкам водным путем также приведет к увеличению срока ожидания перевалки в портах Балтийского и Адриатического морей и росту ставок фрахта морских танкеров. Кроме этого, подключенные к нефтепроводу НПЗ технологически оснащены и настроены для переработки конкретного вида нефти — российской вязкой, поэтому технически не смогут перейти на другие сорта сырья.

В 2022 году Транснефть планировала поставить по нефтепроводу «Дружба» в Европу 45,5 млн тонн, или около 914 тыс. баррелей нефти в сутки, из которых 261 тыс. будут поступать в Польшу, 388 тыс. — в Германию, 76 тыс. — в Чехию, 119 тыс. — в Словакию, 70 тыс. — в Венгрию. Пока что поставки по трубопроводу продолжаются. «Дружба» транспортирует сырье Роснефти, Газпром нефти, Лукойла, Сургутнефтегаза и компаний из Казахстана, однако на долю Роснефти приходится около 80% прокачиваемой нефти.

📈 В общей структуре продаж Роснефти на долю экспорта в Европу в 2021 году пришлось 22% — 46,68 млн т, или около 938 тыс. баррелей нефти в сутки. Из них 26% экспортируется в Азию, 3% — в страны СНГ, 4% — в РФ, 45% нефти перерабатывается на собственных предприятиях в России. По нефтепроводу в Европу было прокачано 28,66 млн т, или 61,5% от этого объема. Если страны — владельцы нефтепровода «Дружба» обеспечат прокачку нефти в 2022 году согласно плану, Роснефть сможет направить в Европу по трубе до 36,4 млн тонн нефти, что составляет 78% от всего экспорта в Европу. 

📌Еще одна сложность для Германии заключается в том, что немецкие НПЗ не только перерабатывают российскую нефть, но и принадлежат Роснефти. Компания владеет контрольными или блокирующими пакетами акций нескольких немецких НПЗ и является третьим по величине игроком на рынке нефтепереработки в Германии, обеспечивая до 90% потребности на северо-востоке страны. Общая мощность находящихся во владении Роснефти НПЗ составляет до 37 млн тонн/год, или 743 тыс. баррелей в сутки.

Таким образом, нереализованными для Роснефти могут остаться около 10 млн тонн нефти, или 200 тыс. баррелей в сутки. С высокой вероятностью компания сможет перенаправить этот объем в Китай. Возможно, что именно для этих целей Роснефть подписала в феврале десятилетний контракт с CNPC на увеличение поставок нефти через территорию Казахстана по трубопроводу Атасу-Алашанькоу. Контракт рассчитан на 100 млн тонн сырой нефти в течение десяти лет, или 200 тыс баррелей в сутки. Трубопровод Атасу-Алашанькоу, введенный в эксплуатацию в 2006 году Казахстанско-китайской трубопроводной компанией (ККТ), имеет проектную мощность 400 тыс. баррелей в сутки.

7 Комментариев
  • Александр Сережкин
    13 апреля 2022, 19:57
    Учат вас учителя из Европ, учат, а вам все урок не впрок. Что с вами там не так? 
  • Сергей
    14 апреля 2022, 10:28
    Почему, если четверть выручки Роснефти приходится на Европу, акция выглядит довольно крепко относительно остальной нефтянки? 
  • Сибирский триллионер
    14 апреля 2022, 10:31
    Как технически происходит «переориентация поставок» нефти? Вот, была труба, подтянутая к скважине. Теперь эта труба стала «недружественной». Как нефть от месторождения «доходит» до нового трубопровода? 
  • bondsreview
    14 апреля 2022, 10:34
    Если немцы реквизируют НПЗ Роснефти, то насколько на них можно будет перерабатывать «чужую» нефть? Сорта же сильно отличаются по вязкости. серности и т.д. 
  • Сергей Николаев
    14 апреля 2022, 10:48
    А китайцы начнут резко демпинговать…
  • Сергей Спицын
    14 апреля 2022, 12:36
    Я верю в Роснефть, так как у компании есть надежные партнеры в Азии и они требуют нефть с руками и ногами. Что касательно остальных, да — произойдет переориентация производства и логистики, что усложнит процесс и ввиду чего цена на нефть вырастет.

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн