Так уже получилось, что в последнее время мы активно следим за отраслью девелопмента. Очень серьезно проанализировали Capital Markets Day ПИКа пару месяцев назад, а сейчас тоже подробно изучили презентацию Самолета. И есть несколько моментов, которые загнали нас просто в ступор.
‼️Важно! Пост состоит из 3 рубрик. Если хотите поднять настроение, читайте вторую. Если же пришли за фундаменталом, читайте все. И чтобы не казалось, что я токсичный инвестор, 3-ья рубрика посвящена тому, что менявпечатляет в Самолете
1. Самолет выходит на рынки индивидуального жилищного строительства. То же самое анонсировал ПИК еще летом текущего года.
2.Самолет начал создавать «Цифровую платформу», которая повторяет все функции, анонсированные ПИКом в его Kvarta. Напомним, что Kvarta — это онлайн-брокер недвижимости, в котором можно купить/арендовать недвижимость за короткое время и много другого. Она основана на оценке стоимости квартиры по фотографиям.
Самолет создает абсолютно то же самое. Кроме того, даже аргументы, используемые менеджерами Самолета идентичны ПИКовским. Делают акцент на том, что купля-продажа/аренда через агентства занимаем много времени на переписку и нервов. То же самое говорил Гордеев.
Еще интересный момент: через свою платформу Самолет собрался давать мелким девелоперам инструмент по переходу на онлайн-продажи первичной недвижимости. Абсолютно то же самое говорил ПИК в своей презентации. Будет, кстати, интересно посмотреть на конкуренцию в этой области не только между ПИКом и Самолетом, но и Цианом, который анонсировал такой же инструмент.
Гордеев заявлял, что 100% сделок в ПИКе проходит теперь онлайн еще с момента пандемии. У Самолета показатель же только 25%. Менеджеры объясняют это тем, что их компания не хочет уходить от привычного формата (шоурумы, прогулки по будущему комплексу). Правда в том, что у ПИКа можно сделать то же самое по заявке, так что «подкол» со стороны Самолета выглядит непрофессионально.
Также Самолет много говорит о том, что компания — очень современна, у нее много цифровых сервисов. Напомним, что Гордеев на презентации ПИКа провозгласил ПИК технологической компанией. Конкретно это словосочетание Самолет не использует, но по смыслу очень близко.
Пока рассказывают про свои цифровые сервисы, используют много слов про доли рынка, на которые целятся. Мол, «доля рынка первички в Москве такая-то, доля рынка вторички такая-то. Мы хотим занять столько-то. Это даст нам столько-то». ПИК в своей презентации говорил то же самое, но все-таки, был первым.
4. Собираются вывести свою цифровую Платформу на IPO на рубеже 3-5 лет с оценкой «в несколько $млрд». Все эти разговоры звучат как-то слишком оптимистично, что у ПИКа, что у Самолета. Кому вообще нужны эти брокеры как отдельный бизнес...
5. Все квартиры Самолета сдаются с отделкой, как и у ПИКа. Но это уже давно так, ничего нового.
6. Самолет покупает другие управляющие компании и хочет иметь в управлении к 2026 году 200 млн. квадратных метров. Напомним, что тем же самым занимается и ПИК, причем уже давно. Сейчас у последнего 52 млн. кв. м. в управлении.
7. Самолет создает «экосистему бизнесов» в своих жилых кварталах. Не сказать, что это первым придумал ПИК, но зато компания уже давно строит своих дома с выделением всего первого этажа под бизнес. Здесь мы имеем в виду, что эта идея стара как мир, а Самолет ее преподносит как нечто уникальное, что является пиаром.
8.ПИК в 2021 году провел очень красочную презентацию своей стратегии. Самолет (как нам кажется) решил «догнать и перегнать», поэтому в его версии тоже очень много интерактива, картинок, графиков, цветов. Даже CEO оделся так же неформально, как и Гордеев на презентации ПИКа.
Почему мы думаем, что стиль презенатации был скопирован у ПИКа? Потому что ПИК, все-таки, первым и единственным в отрасли провел такой День рынков капитала. С момента IPO и до лета 2021г у Самолета вообще не было практики создания красочных презентаций.
9. В презентации, помимо слов о выходе в новые регионы, мимолетом прозвучали слова о том, что компания собирается выходит и на зарубежные рынки. Напомним, что ПИК в своей презентации рассказал о выходе на рынок Филиппин.
Самолет рассказывает, что довел энергоэффективность своих новых домов до класса «А». Дома сократят потребление воды, энергии и тд, при стройке будет выделяться меньше CO2. Это тоже очень похоже на анонсированное ПИКом создание обособленных от городских канализаций, работу с энергопотреблением и т.д. На обособленные канализации Самолет, видимо, не решился, но рассказать про экологию, как и ПИК, в презентации не забыл.
11. Не забыли ловко намекнуть, что у них опять самый большой земельный банк в отрасли. Напомним, что ПИК в своей презентации сделал то же самое.
12. Сказали про рост стоимости бренда (как и ПИК).
1. Самолет рассказывает: что хочет создать такую экосистему бизнесов на районе & управляющую компанию, что по клику в специальном приложении вам в квартиру «принесут настольную игру, чтобы поиграть в компании друзей». Звучит, конечно, интересно, но одновременно смешно :D
2. Когда Самолет рассказывал, что хочет к 2026г иметь 200 млн. кв. м. в управлении, менеджер компании обронил фразу: "Это, примерно, 12 млн. человек, то есть каждый 10-ый житель России будет нашим клиентом". По разным оценкам, в России сейчас около 145 млн. человек.
Получается, либо Самолет знает что-то, чего не знаем мы, либо компания лихо сократила население страны на 25 млн. человек. Понятно, что аргумент про «каждого 10-ого» был использован для красного словца, но получилось как-то не очень.
3. Самолет анонсировал создание «Вместе ру» — социальной сети, построенной по принципу геопозиции. Она имеет 3 блока функций: общение с УК, общение между соседями, агрегатор бытовых услуг. Примеры того, что можно сделать в соц сети: оплата коммуналки, парковки; развитие малого бизнеса, общение с соседями; заказ услуг и товаров, в том числе друг у друга.
Самолет продолжает приводить супер-аргументы. Говорят: можно нанять няню для ребенка через Вместе ру. Аргумент: "Кто доверит ребенка чужому человеку? Лучше пригласить няню из соседнего подъезда!" Каким образом рандомный человек из соседнего подъезда стал близким, Самолет не сообщает. Видимо, если вы зарегистрированы во «Вместе ру», уже должны считаться друзьями.
4.Крупным бизнесам Самолет предложит интеграцию с API через «Вместе Ру». Приводят пример: "Зачем устанавливать на телефон приложение магазина? Можно все заказать через Вместе ру. Мы сами: соберем и доставим заказ". То есть Самолет решил послать нафиг всякие Сбермаркеты, Яндекс Лавки, Самокаты, Вкусвиллы с их собственными приложениями и сделать все по-своему.
5. Таким образом, Самолет делает СуперАпп. Эта идея сейчас популярна: вместо нескольких приложений иметь на смартфоне одно. Но мы хотим напомнить про опыт Вконтакте.
Туда тоже за последние годы запихнули все, что только можно: такси, музыка, видео, агрегаторы, доски объявлений, игры, знакомства и так далее. К чему это привело? ВК начинает терять аудиторию, социальная сеть сдувается, а еще и притормаживает. Поэтому опыт СуперАппов не такой однозначный.
С другой стороны, представьте, если бы Самолет купил ВК. Кажется, что это была бы прям бомба. Но представить такой сценарий сложно. Ровно также, как и представить, что Самолет сможет заставить людей помимо Инстаграмма, Телеграмма, ВК, Фейсбука установить себе на мобильник еще одно приложение: «Вместе ру».
Точнее, представить установку еще можно, но вот будет ли кто-то активно пользоваться Вместе Ру — очень спорный вопрос для компании и очень рискованный для инвесторов.
6. Еще Самолет хочет впихнуть во «Вместе РУ» функционал Госуслуг.
В презентации, да и не только, компания приводит множество графиков по росту 100%+. Естественно, все это объясняется эффектом малой базы в прошлых периодах. Самолет — еще молодая компания, которая только-только вышла на приличные объемы строительства.
Административный ресурс + одновременная реализация множества проектов позволили с нуля начать делать иксы. Однако если в прошлом это «прокатывало», в будущем, даже по прогнозам самой компании, повторить это не получится. Смотрите сами:в 2022г ждут выручку 250 млрд. В 2023г выручка — 400 млрд. (рост уже 60%). В 2024г выручка — 600 млрд. (рост на 50%).
Да, рост все равно большой. Но это нечестно говорить, что компания растет лучше всех в отрасли, не упоминая свой маленький размер и огромные масштабы, например, ПИКа. Последнему просто невозможно расти на такую величину. Для сравнения: в 2020г ПИК ввел в эксплуатацию 2 172 тыс. кв. м., а Самолет — 237 тыс. кв. м.
1. У Самолета очень классное взаимодействие с инвесторами. Когда мы задаем какой-то вопрос компании, они нам отвечают. Это отличает Самолет не только от ПИКа, но и от 90% всех компаний российского фондового рынка.
2. Самолет собрался на рынок курортной недвижимости. Это интересно, этого нет у ПИКа, это, действительно, новая идея.
3. Самолет купил стартап ReRooms (мебель + ремонт) и интегрировали его в свою цифровую платформу. Теперь покупаете квартиру и одновременно можете купить еще и мебель или заказать покраску стен, например. То есть при въезде у вас не только будет отделка (как у ПИКа), но и мебелировка квартиры. Причем это работает также на вторичке и на чужих объектах. Вот это действительно интересный момент.
4. Несмотря на наш скептицизм по поводу Вместе РУ, сама идея сближения соседей через цифровые технологии — интересна. Это может стать чем-то, чем в свое время стал Инстаграмм. Ведь в те бородатые времена многие тоже говорили: «Кто захочет в эти ваши интернеты выставлять свою личную жизнь, это же опасно!». А в итоге Инстаграмм сейчас одна из самых популярных социальных сетей.
Вместе ру, при должном развитии и пиаре, может повторить судьбу Инсты. В любом случае, запрос на такие инструменты есть: это чаты и беседы соседей в Телеграмме, Вотс аппе и тд