Российский поставщик IT-решений Softline на этой неделе размещает акции на LSE и Мосбирже, намереваясь привлечь до $400 млн при оценке в $1,5 млрд. Адекватна ли цена компании и какие возможности и риски имеет ее бизнес? Ключевые наблюдения:
1. В новостях и аналитических отчетах Softline часто называют IT-компанией, но это не так. Softline является посредником между крупными IT-разработчиками и корпоративными пользователями. Компания распространяет лицензии на продукты Microsoft, Cisco, Google и Oracle, фактически зарабатывая комиссию на их перепродаже.
2. Специфика дистрибьюторского бизнеса объясняет, почему у Softline такая маленькая маржа. При огромной для российских компаний выручке в $1,5 млрд в год, операционная прибыль составляет всего $25 млн, маржа <2%.
3. У компании огромная зависимость от одного партнера — Microsoft. На него приходится 48% доходов. Softline продает продукты Microsoft, не только в России, но и в Чили, Индии и Колумбии.
Низкая диверсификация несет большие риски. Изменение правил продаж со стороны поставщика, появление новых дистрибьютеров, ограничение на иностранный софт в России — все это угрозы для прибыльности Softline.
4. Географическая диверсификация — положительная сторона профиля. Доля России в обороте составляет 55%, остальные доходы представлены в основном странами Азии и Латинской Америки.
Однако нужно учитывать, что в 2020 году прибыльным оказался только российский сегмент. Среди прочих регионов хуже выглядела Латинская Америка, где маржа чистой прибыли составила -5%.
5. В презентации Softline показывает хороший рост оборота. За последние 5 лет среднегодовой темп составил 19% в долларах. Однако по чистой прибыли динамика выглядит не столь красивой.
По итогам последнего финансового года компания получила убыток в $2 млн из-за претензий налоговой, пересчитавшей налоги за прошлые годы. Какой динамика прибыли была до 2019 года — неясно. Консолидированной отчетности прошлых лет на сайте компании нет.
6. У Softline высокая долговая нагрузка. Коэффициент «чистый долг/EBITDA» составляет 3,4x, что заметно выше среднего для российского рынка акций. Больше половины операционной прибыли съедают выплаты процентов, что делает итоговую рентабельность сверхнизкой.
Компания наращивает долг, чтобы приобретать бизнесы по всем миру. Например, в этом году был куплен крупный индийский дистрибьютер продукции Microsoft Embee. Общий красивый рост выручки Softline достигается в том числе за счет таких сделок M&A.
7. Необъяснимо, почему компания, выходящая на IPO, платит дивиденды. Softline говорит, что привлекает деньги для развития бизнеса. В отчетности за последний год убыток. При этом в начале года компания возвращает деньги акционерам, выплачивая дивиденды на сумму $10,2 млн.
Если компанию оценят в $1,5 млрд, то дивидендная доходность составит 0,6%.
Дорогое IPO. Для оценки Softline был заложен сценарий с долгосрочным ростом выручки на 10% в год, целевой операционной маржой операционной прибыли в 1,9% и мультипликатором EV/EBIT 2025 года на уровне 35x. Ставка дисконтирования — 14%.
При таких параметрах модели текущая полная стоимость компании оценивается в $1 млрд, за вычетом долга — $0,8 млрд ($4 за GDR), то есть на 47% ниже ожидаемой оценки на IPO.
С точке зрения Bastion, Softline хотят продать значительно дороже, чем бизнес стоит на самом деле. Низкорентабельные компании с заметными рисками и высокой долговой нагрузкой не подходят для наших стратегий.
Регистрационный документ (более полезен для анализа)
Если у вас есть опыт работы с компанией, то будет здорово, если напишите мнение о Softline в комментариях.
Скорей всего из за того что контора убыточна и еле сводит концы с концами — 400 млн. уйдут на погашение кредитов или собственники выплатят себе дивиденды, а долги оставят кредиторам и «акционерам» на долгую память.
Вообще удивительно зачем компани которая только перепродаёт лицензии на иностранное ПО такие большие долги ?
Максим, откуда такая информация что СЛ исключительно продавец лицензий. Вы на сайт заходили? Направления деятельности смотрели, в целом рынок ИТ интеграторов изучали? Посмотрите очень познавательно.
Или вот например https://softline.ru/about/projects
И теперь эти персонажи хотят провести IPO… по завышенному ценнику и откровенно сомнительной отчётности…
По моему ребята просто хотят продать лохам убыточный и в принципе без перспективный бизнес. Сейчас все так делают.
электронной продажи ПО, долго будут существовать эти прокладки, когда всё можно купить через сеть ?
долго. потому что обычно прокладка — это кого надо прокладка. шурина там или босса, который вывел тебя в люди(вспоминаем билли клинтона, ага) и продает она государству и корпам(которым тоже некуда деваться -партия сказала надо и вот майкрософт увешивает своми баннерами хабр)
другой вопрос — а при чем тут софлайн? и кто из серьезных людей будет делать дела через публичную ком панию?
----
Половина компаний, которые подняли более $1 млрд на IPO в этом году, торгуются (https://www.ft.com/content/4c68c37b-57ae-47b1-98dd-f4a815b3182d) ниже цены размещения. Примечательно, что Goldman Sachs лидирует среди инвестбанков по количеству выведенных на биржу компаний, которые сейчас в минусе. Другими словами Гольдманы лучше всех втюхивают (https://t.me/groks/1879) раздутые стартапы.
----t.me/crimsondigest/1382
читай праильных пацановфф… может поумнеешь… хотя в твоём случае вряд ли
И ещё из-за всей этой бумажной традиции: счета, акты, и т п.
Если вдруг наш закон упростят, то зачем тогда Майкрософту и другим вендорам этот софтлайн?
Есть тенденция по упрощению контроля со стороны государства? — нет скорей наоборот. Я уж молчу о том что вендора не горят желанием что то продавать напрямую, скорей наоборот.
umbrum one, продавать лицензии напрямую покупателям по карточкам, и исключить из продаж посредников это просто мечта всякого вендора. Как руководитель одного из небольших вендоров говорю.
А вот мурыжиться с тендерами при госзакупках, или с валютным контролем при продаже в Казахстан желающих гораздо меньше. Вот по этому для нас сейчас полезен Софтлайн.
Если компании из РФ и стран бывшего СССР научатся покупать лицензии по карточкам, то посредников станет меньше.
MxD7, Вы вообще отдаёте себе отчёт, как и большинство тут комментаторов, какие «башни кремля» были актуальны при медведе и почему? Какие тренды были и на что? В чьих интересах и т.д.?
Скажу проще: по новой путинской конституции теперь если у Вас есть любые даже якобы российские ценные бумаги — Вы не имеете право быть избранным, точнее — можете попробовать, если сможете через очень много лет, может и после смерти Путина, доказать, что российские ценные бумаги Ваши на самом деле российские. И элементарно насчёт полётов заграницу даже уже открыто и ясно та же Захарова высказалась в своё время, что нехер и негоже всяким так нищебродам, не входящим в число правящей элиты и прочим подобным, летать вообще за пределы РФ.
По аналогии можете даже эти 2 ясных и чётких «сигнала» легко раскидать по абсолютно всем сферам бизнеса и отраслям экономики — и быстро поймёте, если не дебил, что к чему, как зачем и почему.
MxD7, сразу после людей вроде Вас, неадекватно воспринимающих окружающую реальность и видящих галлюцинации. Моё восприятие реальности в совокупности с аналитикой и некими знаниями и опытом даёт мне возможность делать в среднем почти каждый месяц около +10% к сумме, а хотя бы+5%. На ЛЧИ вхожу не то, что в верхние 5%, а в верхние 2-3%. Так что идите хамить своей жене, если она ещё от Вас не ушла или Вас не выгнала.
На будущее: не хамите незнакомым людям как минимум гораздо грамотнее и, скорее всего, успешнее Вас.
Иванов Эдуард, да им всем насрать. Они привыкли пиздеть многие о том, в чём ваще ни разу не сильны там, где специалисты в сферах и около них попросту что-то по-тихому берут и не кричат, чтоб не набежали всякие типа большинства комментаторов.
Вообще лично у меня как у специалиста в IT есть некие вопросы к этой компании с одной стороны, с другой стороны взял на IPO немножко и её тоже...
Они занимаются не только перепродажей лицензий, вы получше изучите компанию прежде чем писать такое.
Они так же занимаются интеграцией и разработкой ПО- это чистой воды услуги, Так же у них есть свой Учебный центр который учит сотрудников коммерческих и гос. структур работе в программах.
Разве что они создадут популярный и востребованный тиражируемый программный продукт который много кому нужен.
Можете мне поверить. Я в этом разбираюсь.
Ну или всем текущим знатокам этого бизнеса рекомендую посмотреть здесь
bagira-megashop.ru/collection/all/soft-line-collection тролить так тролить
Черноволенко (глобальный директор, пришёл года три назад что ли…) сам лично говорил, что компания убыточная, что прибыль меньше, чем инвесторы бы имели, просто держа деньги в банке, что надо учиться зарабатывать на сервисах, иначе мы обанкротимся. В итоге не научились, зарабатывают по-прежнему на продаже вендорских продуктов (скидка от статуса + рибейты = маржа). То есть убыточными и остались, но вышли на IPO. Нет денег погасить долг по бумагам в декабре — вот и все. Перекредитовались по сути.
Но самое грустное не это, а что они врут собственным сотрудникам. В день выхода на IPO — торты с заветными тремя буквами, шампанское, шарики. Красивые речи про новую эпоху и все такое. Сотрудники плачут, обнимаются и гордятся.
При этом Игорь Палыч и Че знают, что никакой новой эпохи не будет, но они не пропадут. Палыч хороший мужик, на самом деле, он заработал достаточно, вся семья обеспечена, сын тоже в компании работает, все перебрались в Лондон. В общем, его ждёт спокойная сытая старость, какую он и заслужил. Че имеет репутацию хорошего антикризисного менеджера, за плечами Xerox, будет Softline — пришёл в убыточную компанию, но помог даже вывести на IPO в итоге. Он устроится снова куда-то.
Рядовые сотрудники поадекватнее и востребованные уходят (текучка огромная), остаются либо не айс, либо ура-патриоты, которые на все говорят «вы нам завидуете, потому что мы успешные и вышли на IPO!!!», а больше и знать ничего не хотят. Простых ребят жалко.
2. Рост акций Софтлайн ожидается от международной экспансии, а не внутреннего рынка