
Многие воспринимают акции Яндекс, как перспективное вложение, а акции Сбера как консервативное и не способное на рост. Куда еще расти Сберу если уже 90 млн клиентов?
Но этот вопрос можно адресовать и Яндексу – куда расти если все и так уже пользуются поиском Яндекса. Другой вопрос, что Сбер и Яндекс пытаются построить экосистему, чтобы предлагать всем своим клиентам дополнительные платные услуги.
Яндекс и Сбер год назад решили разойтись в совместных проектах и объявили, что начинают строить свои экосистемы. И как я уже разбирал, учитывая наиболее широкий набор услуг и ресурсы, именно между ними будет основная борьба. Давайте подведем итог, кто уже преуспел в ключевых направлениях экосистемы в течение этого года. Из этого будет понятно, чьи акции перспективны. При сравнении мобильных приложений приведены оценки Android (больше пользователей). Почему мобильные приложения? Именно через них основные регулярные покупатели и за этим будущее рынка.
Онлайн-маркет.
Яндекс.Маркет — оценка моб приложения 4,4, 10 млн установок приложения. Но многие установили приложение, как агрегатор других интернет-магазинов.
СберМегаМаркет — оценка 4,3, 1 млн установок.
ЯндексЛавка (доставка Еды) – 4,6, только 0,5 млн установок.
СберМаркет Доставка Еды — оценка 3,9 (в AppStore — 4,8), 5 млн установок.
У лидеров рынка – Wildberries (4,3, 10 млн установок) и Ozon (4,8, 10 млн).
В итоге Сбер стартовал позже всех (продав долю в Маркете Яндексу). Но в целом видно, что финансовые ресурсы Сбера позволят сместить Яндекс и занять 3 место после Wildberries и Ozon. Яндекс будет скорей всего 4. В оффлайне Яндекс исторически очень слаб. Для Маркета нужно развивать оффлайн логистику и точки выдачи товаров. Только стартовав, у Сбера уже 14000 пунктов выдачи, у Яндекс 7000.
Лекарства/Здоровье.
Яндекс.Здоровье (телемедицина) – оценка 4,2, посещаемость сайта не растет, 200 тыс посетителей в мес.
Сбер.Здоровье – оценка 4,7, посещаемость сайта сильно растет — 860 тыс посетителей в мес, в мае было 260 тыс.
Сбер ЕАптека — оценка 4,6, больше 1 млн установок, догоняет Аптека.ру, у которого нет серьезных ресурсов, Яндекс только сделал отдельный раздел каталога Маркета — несерьезно.
Также Сбер сделал интересную фишку – Фарм страхование. Полис за 3 тыс руб. – возврат 90% стоимости лекарств за год.
В итоге Сбер полностью захватит это направление.
Такси
Яндекс Такси – оценка 4,9, 50 млн установок.
Ситимобил Сбера – оценка 3,9 (в AppStore — 4,3), 10 млн.
Хорошая новость для Сбера, что они остались с Яндексом одни, Gett не серьезный конкурент. Плохая новость – сместить Яндекс почти нереально, только 2 место.
Доставка из ресторанов.
ЯндексЕда – оценка 4,3, 5 млн.
Delivery Club Сбера – оценка 4,4, 10 млн.
Сбер очевидно удержит лидерство.
Онлайн кинотеатр.
ЯндексКинопоиск – оценка 4,6, 10 млн.
OKKO Сбера – оценка 4,6, 10 млн.
Сбер скорей всего будет лидером, денег в инвестиции в фильмы больше.
Финансовые сервисы
Безоговорочный лидер Сбер и им останется. Даже ЯндексДеньги (Юмани) отданы Сберу. Яндекс купил мелкий банк, но до сих пор не может запустить финансовые услуги.
В итоге на данный момент Сбер обыгрывает Яндекс. Свободные ресурсы после выплаты дивидендов в 600 млрд руб. в год позволят Сберу обыгрывать и дальше (у Яндекса только несколько десятков млрд руб. в год). За деньги ведь даже работники Яндекса и Тинькофф переманиваются в Сбер.
Что если проект построения экосистемы не принесет прибыли обоим? Для Сбер это означает, что акционеры получат только стандартные 10% дивидендов и 15% роста капитализации в год. Для Яндекса это будет означать, что капитализация 2 трлн руб. не оправдана совсем, так как оставшееся направления типа поиска стагнируют, а никаких дивидендов платить возможности нет.
Недавно разбирал в телеграмм канале @InvestBuffett, кто из компаний в России имеет наибольшие шансы на успех в построении большой экосистемы.
Ок, если будут платить дивиденды 75% от прибыли акции Сбера просто взлетят от этого факта. Дивидендная доходность 15% годовых означает что скорей всего акции вырастут на 30-50% от только этого факта.
Но даже в этом случае несколько десятков миллиардов рублей в год для развития экосистемы у Сбера без проблем будет. Это же всего пару процентов от годовой прибыли.
А для Яндекса это означает тратить всю годовую прибыль. А они еще не все проекты включая Такси до конца выкупили.